Особняк в готическом стиле на углу Трехпрудного и Ермолаевского переулка является вторым, который архитектор построил для себя. В 1896 году сразу после окончания строительства Шехтель с семьёй переезжают в новый дом. Здание состоит из разных по высоте объёмов, как бы случайно расставленных вокруг центра композиции особняка — двухсветного лестничного холла, который венчает высокая кровля.

Спустя несколько лет после строительства дома Шехтель взялся за расширение своей мастерской, которая располагалась с противоположной стороны от входа в особняк. Гармонично вписанная в план здания пристройка примыкает к «башенному» объёму чёрной лестницы. Сложность объемного решения обусловлена избранной стилистикой — состоящая из многочисленных взаимно пересекающихся объемов, композиция навеяна образом средневекового замка.

Внешнее оформление особняка достаточно сдержанное. Главный элемент фасада — ризалит с двускатной крышей и большим окном, выходящим в переулок, Окружённый оградой с решёткой двор здания имеет небольшие размеры. Над крыльцом расположено маленькое мозаичное панно с инициалами архитектора F и S (Franz и Shektel), имя Фёдор Осипович Шехтель примет только в 1914 году.

Внутреннее пространство особняка построено на взаимодействии и контрасте разных объёмов, фона и декора, сочетании естественного света и цветовых пятен витражей.

В холле — резные деревянные панели конца XIX века. Отсюда можно пройти в просторную гостиную и столовую или в камерную каминную. С потолка, на котором ещё с тех времён остались подлинные дубовые балки, свисает старинная кованая люстра. Естественный свет проникает через широкое окно, верхний ярус которого представляет собой витражи-клейма на рыцарские темы. Освещение комнаты меняется с течением дня, и цветные блики на золотистых стенах являются оригинальной чертой интерьера.

В 1904 году Шехтель пристраивает к особняку двухэтажную часть со стороны двора. В аванзале до сего дня сохранились дубовые панели со вставками из граненого хрусталя и резными стрелами завершений в верхней части.

В центре кабинета хозяина - камин из родосского мрамора. Над ним — резная галерея, куда ведёт узкая спираль лестницы: когда-то там размещалась библиотека Шехтеля.

Центром здания служит дубовая резная лестница, огибающая башню-фонарь – один из излюбленных композиционных приемов Шехтеля и его фирменный знак. Из этой башни с золотистой "луковицей" светильника как бы вырастает, подобно ирису, живой организм дома. Приём «круговой» анфилады, состоящей из выходящих на лестницу всех комнат особняка, архитектор позже использовал в особняке Рябушинского (ныне дом-музей Горького).

Потолок парадной столовой раньше делили на квадраты дубовые балки. Медный светильник с плафоном цветного стекла низко свисал на цепях над столом, создавая вечером причудливые блики.

В прежние времена здесь бывали: Антон Чехов, Константин Коровин, Леонид Собинов, Исаак Левитан, Михаил Врубель, не говоря уж о влиятельных заказчиках... Интерьер комнаты всё ещё сохраняет причудливую решётку арочного проёма, который в своё время был оформлен декоративной драпировкой.

В 1910 году архитектор переезжает в другой свой дом на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переходит к другому владельцу — почетной гражданке Е.Я. Дунаевой.

После революции дом используется для размещения различных учреждений. С 1944 года домовладение передано Центральному бюро по обслуживанию иностранцев (прежнее название ГлавУпДК) и с тех пор используется для размещения дипломатических представительств.