«Дом начала XIX века, архитектор А.Г. Григорьев»
X
ЛЕОНТЬЕВСКИЙ ПЕР., д.4, стр.1,2

В 2015 году ГлавУпДК при МИД России в рамках программы восстановления находящихся в его ведении объектов культурного наследия завершил комплексную реставрацию исторического особняка в Леонтьевском переулке.

Этот особняк появился в современных очертаниях в начале XIX века, когда участок приобрёл гвардии капитан Николай Волков, родственник Марии Волковой, знаменитой фрейлины императрицы Марии Федоровны (супруги Александра I). Дом несильно пострадал от пожара 1812 года и в основе своей был сохранен, но в ходе восстановительных работ приобрел ампирные черты. Автором проекта стал Афанасий Григорьев, сподвижник знаменитого Жилярди. Между боковыми выступами фасада Григорьев встроил портик с восемью парными дорическими колоннами, в интерьере появились витые лестницы, а потолки украсились изящной лепниной.

В таком виде дом достался и следующему владельцу. В 1848 году в особняк въехал новый московский генерал-губернатор граф Арсений Закревский, и хозяйство взяла в руки Аграфена Закревская, некогда первая красавица Петербурга, нареченная Пушкиным «медной Венерой». В течение десятка лет дом был модным литературным салоном, одним из центров культурной жизни Москвы.

Затем какое-то время особняк пустовал, пока в 1880 году его не приобрел «меховой король» Павел Сорокоумовский.

Этот «меховой Фаберже» прославился, выиграв подряд на изготовление царских мантий к церемонии коронации императора Николая II, а затем – участием в реставрации одной из реликвий Российской империи – знаменитой шапки Мономаха. Добившись звания «Поставщика двора Его Императорского Величества», Сорокоумовские успешно торговали «русскими соболями» в Европе и Америке, став крупнейшей компанией на мировом рынке мехов.

Теперь, оправленный в купеческие жемчуга, дом обрел еще большие блеск и роскошь. По некоторым сведениям, к проекту реконструкции дома был причастен знаменитый архитектор А.С.Каминский, один из предтеч московского модерна.

В 1882 году к зданию со двора пристраивается помещение для домовой церкви, которое позже было превращено в парадную столовую. Интерьер дома стал пышнее и затейливее. Как и большинство русских именитых купцов, Сорокоумовские испытывали влечение к искусству. Стены особняка украсились картинами Айвазовского, Тропинина, Левитана и итальянскими зеркалами. Залы осветились вычурными венецианскими люстрами.

В марте 1909 года торговая компания «Павел Сорокоумовский с сыновьями» отмечала столетие со дня основания. Событие получило резонанс не только в России. Свои поздравления юбиляру прислали крупнейшие политики и предприниматели со всего мира. А дом в Леонтьевском переулке в эти дни стал средоточием всей светской жизни Москвы. Пышность приемов и количество именитых гостей затмили все, что ранее видели стены особняка.

После революции здесь разместился Московский коммунальный музей, затем – дом работников просвещения, редакция "Учительской газеты"… Лишь в 1950 году дом передали в ведение ГлавУпДК, а с 1960-го в этих стенах находится посольство Греции.

В ходе реставрации особняка удалось восстановить интерьеры конца XIX – начала ХХ века. Посетителям вновь открылась двухпролетная лестница, ведущая к анфиладе верхних залов и тончайшая роспись купольного плафона, изящная лепка потолочных фризов, бронза зеркал и светильников.