Удивительные обитатели дома-сказки на берегу Москвы-реки


По замыслу владельца здания в Курсовом переулке (дом 1), инженера-путейца Петра Николаевича Перцова, новый дом с жилыми квартирами и мастерскими предназначался для размещения художников и должен был привлекать своей необычностью.

Здесь, в «русском тереме», охотно селились художники – Роберт Фальк, Александр Куприн, Натан Альтман, Павел Соколов-Скаля. В подвале здания работал камерный театр «Летучая мышь», в котором с парадийно-шуточными представлениями выступали артисты Московского художественного театра.

Кстати, название «Летучая мышь» появилось неслучайно! 29 февраля 1908 года актёр Никита Балиев и директор МХАТа Николай Тарасов в поисках помещения для своей новой антрепризы спустились в подвал дома, и в этот момент из него выпорхнула летучая мышь, которая стала эмблемой театра – будто бы в противовес мхатовской чайке.

В это же здание, мгновенно ставшее известным, И.А.Бунин поселил загадочную героиню рассказа «Чистый понедельник». Вот что писал об этом лирический герой произведения: «Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер – от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него. В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные».

А вот что писала об обитателях дома в своих мемуарах младшая дочь Перцова – Зинаида: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная — с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»

Перцовы прожили в этом доме до 1922 года. Новым жильцом здесь стал не кто иной, как Лев Троцкий. Сначала он выбрал себе бывшую квартиру оригинала Позднякова, но затем перебрался собственно в перцовское обиталище.