Особняк З.Г. Морозовой. Дом приемов МИД России
Сегодня улица Спиридоновка – неотъемлемая часть одного из самых модных светских районов Москвы – Патриарших прудов. А вплоть до XVII века здесь выпасали коз и охотились на зайцев. Название же своё улица обрела благодаря постройке храма Спиридона Чудотворца. В пожаре 1812 года сгорели все деревянные дома Спиридоновки, и началось строительство дворянских и купеческих особняков. О Козьем болотце забыли – Москва разрасталась, и Патриаршие пруды больше не казались выселками.
В последние годы XIX столетия на Спиридоновке были заложены фундаменты двух особняков архитектора Федора Шехтеля — Дом Степана Рябушинского и «Палаццо» Зинаиды Морозовой, о которых современники придумали присказку: «Две красавицы-дочки одного отца спорят о любви проезжего молодца».
Главное украшение улицы – дом № 17, особняк Зинаиды Морозовой, считается шедевром раннего московского модерна (1890-е годы). Однако первые сведения о доме под этим адресом восходят еще к середине XVIII века. Территория участка была тогда обширнее и принадлежала тайному советнику И. Г. Воронцову.
В 1812-м все здешние постройки и прилегающие территории сильно пострадали от пожара, и позднее их приобрел поэт и государственный деятель И.И.Дмитриев. В выстроенной им заново усадьбе несколько раз гостили А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
А в самом конце XIX века здесь появился новый прекрасный особняк, хозяйкой которого стала одна из самых влиятельных женщин Москвы того времени – Зинаида Морозова. Особняк стал исполненным обещанием предпринимателя и мецената Саввы Морозова. Купеческое слово было дано при сватовстве, и спустя десятилетие Савва Морозов возвел в честь жены исключительной красоты дом.
Зинаида Морозова устраивала самые богатые приемы в особняке на Спиридоновке. Здесь бывали министр Сергей Витте, великая княгиня Елизавета Федоровна, писатель Антон Чехов, художники Исаак Левитан и Александр Бенуа, здесь пел Федор Шаляпин, а князь Сергей Щербатов оставил запись в дневнике: «Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычно роскошный в англоготическом стиле на Спиридоновке...Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова, большого ума, с прирожденным тактом, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием».
Особняк на Спиридоновке стал одной из первых крупных самостоятельных работ архитектора Федора Шехтеля. Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером, сам Савва Тимофеевич учился в Кембриджском университете, считался известным англоманом и поэтому выбрал последний стиль.
Новое сооружение поставили с отступом от красной линии, где разместились все подсобные службы.
Строгие геометрические объемы особняка создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце. Левая, более приватная, часть выходит в небольшой сад.
С довольно аскетичным видом фасадов контрастируют парадные интерьеры, воссоздающие романтическую атмосферу рыцарского Средневековья.
Впрочем, есть и ренессансные, рокайльные, ампирные залы.
Над убранством помещений трудился художник Михаил Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Михаил Александрович поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Дж. Мейербера «Роберт-дьявол». Также художником были написаны аллегорические панно для Малой гостиной.
Пышное новоселье в особняке состоялось 8 февраля 1897 года, однако семейное счастье царило в нем недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра, где встретил актрису Марию Андрееву. В 1905 году тело Морозова нашли в номере гостиницы во французском Канне, рядом – браунинг и записку с просьбой никого не винить. Но Зинаида так и не поверила в самоубийство мужа. Спустя некоторое время она снова вышла замуж – за московского градоначальника генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы не дает ей жизни в этом доме – по ночам в кабинете слышатся его покашливания, шаркающая походка, перемещаются предметы на столе.
Рябушинский переехал на Спиридоновку со своей семьей и великолепной коллекцией полотен русских и европейских живописцев. Новый владелец не стал ничего переделывать, только заказал в 1912 году художнику К. Ф. Богаевскому три панно для Рокайльной гостиной.
Октябрьская революция лишила дом и этих хозяев. После национализации здесь последовательно располагались Губернский продовольственный комитет, приют для сирот – беженцев из Бухареста, а во флигеле – Узбекский институт просвещения имени Иосифа Сталина.
В 1929 году особняк был передан в хозяйственное ведение ГлавУпДК, и спустя еще десятилетие здесь открылся Дом приемов иностранных делегаций.
Стены особняка неоднократно становились свидетелями встреч первых лиц государства, подписаний важных деклараций и соглашений.
С 1973 по 1987 год по распоряжению министра иностранных дел СССР А.А.Громыко в здании проходили масштабные работы по ремонту исторических интерьеров.
Серьезнейшим испытанием для творения Ф.О.Шехтеля стал пожар, случившийся 4 августа 1995 года. Пламя уничтожило часть убранства парадных залов, но большую часть интерьеров удалось спасти.
В кратчайшие сроки ГлавУпДК удалось восстановить особняк по архивным чертежам и фотографиям.
В настоящее время морозовское «палаццо» находится в ведении ГлавУпДК. Предприятие предпринимает максимум усилий по сохранению его исторического облика, регулярно проводя в нем комплексные ремонтно-реставрационные работы. В самом же здании по-прежнему располагается Дом приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации, сохраняя за морозовским «палаццо» статус центра политической и общественной жизни.
Реставрация (1996, 2021)
Дважды лауреат конкурса Правительства Москвы «Реставрация-96» на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы.
После случившейся трагедии свою помощь в восстановлении шедевра предложили фирмы из США, Польши, Турции, Словении. Материалы шли из Германии, Китая, Австрии, Финляндии... Мебель заказывалась в Италии, Венгрии, Индии. 67 различных строительных и реставрационных фирм из России и из-за рубежа, выбранные на конкурсной основе, получили право вести работы на особняке. Координировало все работы дочернее предприятие ГлавУпДК фирма "Дипкомфорт". Ежедневно, без выходных, в три смены выходили работать на "объект № 1", скрытый желто-белыми чехлами, одновременно от 180 до 300 человек.
Делали мощно, быстро и всё одновременно. Воссоздание особняка осуществлялось по комплекту старинных чертежей, представленных Музеем архитектуры. Все они имели личную подпись автора проекта: Федор Шехтель. МИД держал стройку под постоянным контролем.
Без малого год продолжалась каждодневная борьба за спасение шедевра. Реставрационные отделочные работы высшей сложности выполнили на фасадах и в интерьерах дома специалисты акционерного общества "Преображение", фирм «Стройсервис-5», «СМС-5», «КВИО», «Старк-камень», «Антик», мастерские по реставрации памятников старины в Варшаве и другие организации. Коллектив реставраторов Государственной Третьяковской галереи под руководством заслуженного деятеля искусств России А. П. Ковалева вернул к жизни панно М. А. Врубеля "Утро", "Полдень", "Вечер" из Малой гостиной. По эскизу в натуральную величину был воссоздан заново витраж М. А. Врубеля "Рыцарь". Эскиз выполнил доцент Строгановского института М. Ф. Разанов, под его наблюдением витраж изготовила английская фирма "Goddard & Gibbs", более ста лет специализирующаяся на изготовлении витражей.
Панно Богаевского после пожара пришлось, в сущности, создавать заново. Заказ на реконструкцию получило Межобластное научно-реставрационное художественное управление Минкульта РФ и группа реставраторов: В. Стуков, Ю. Пахомов, М. Чистяков под руководством А. Кузнецова — принялась за работу. Особые, гобеленового плетения, холсты были специально изготовлены на Гаврилов-Ямском льнокомбинате, причем станков, рассчитанных на нужную ширину — почти 4,5 метра, — не сохранилось и реставраторам пришлось хитро сшивать полотнища. Вся работа длилась семь месяцев.
Успешно завершенное к августу 1996 года восстановление особняка стало поистине беспрецедентным событием в русской реставрационной практике. Работы получили высшую оценку как специалистов, так и широкой общественности. В 1996 году работы по воссозданию этого памятника архитектуры были отмечены дипломом правительства Москвы.
Лауреат конкурса «Московская реставрация — 2021»: За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия.
В 2021 году Департамент капитального строительства ГлавУпДК при МИД России завершил комплексную реставрацию фасада особняка.
В истории здания это первая столь масштабная реставрация фасадов. ГлавУпДК совместно со специализированными организациями были проведены работы по фасадам, кровле и ограде особняка.
В ходе работ, начавшихся в конце 2019 года, была проведена кропотливая реставрация более 60% поверхности наружной части особняка. В частности, отреставрированы и укреплены многочисленные элементы декора: витражи, горгульи из шпиатра, химеры. Отреставрирован сложный парапетный декор на балконе, террасах и машикули основной башни (донжона) на восточном фасаде, а также фиалы в виде миниатюрных замков.
Материал кровли заменен на современный и долговечный цинк-титан, благодаря его высокой пластичности, крыша сохранила свою сложную форму. «Для кровли мы использовали не просто оцинкованный металл, а сплав титанцинк — материал, из которого можно делать надежные и в то же время сложные по форме декоративные элементы кровли. Мы пошли на это, так как понимаем, что при качественном монтаже срок эксплуатации такой кровли составляет около 30 лет. То же касается и других примененных материалов», – отмечает Дмитрий Драчев, начальник отдела департамента капитального строительства ГлавУпДК при МИД России. Также воссоздана водосточная система.
Завершает уникальный ансамбль особняка отреставрированная ограда, проходящая вдоль Спиридоновки, и новая архитектурная подсветка, в вечернее время эффектно подчеркивающая объем здания и его детали, а днем – практически незаметная для прохожих.
Эксперты, принимавшие участие в реставрации, отметили высочайшее качество производства работ при строительстве особняка и высокую степень сохранности основных конструкций и некоторых примененных материалов, например, высокомарочного бетона конца 19 века.