Особняк З.Г. Морозовой. Дом приемов МИД России

Сегодня улица Спиридоновка – неотъемлемая часть одного из самых модных светских районов Москвы – Патриарших прудов. А вплоть до XVII века здесь выпасали коз и охотились на зайцев. Название же своё улица обрела благодаря постройке храма Спиридона Чудотворца. В пожаре 1812 года сгорели все деревянные дома Спиридоновки, и началось строительство дворянских и купеческих особняков. О Козьем болотце забыли – Москва разрасталась, и Патриаршие пруды больше не казались выселками.

В последние годы XIX столетия на Спиридоновке были заложены фундаменты двух особняков архитектора Федора Шехтеля — Дом Степана Рябушинского и «Палаццо» Зинаиды Морозовой, о которых  современники придумали присказку: «Две красавицы-дочки одного отца спорят о любви проезжего молодца». 

Главное украшение улицы – дом № 17, особняк Зинаиды Морозовой, считается шедевром раннего московского модерна (1890-е годы). Однако первые сведения о доме под этим адресом восходят еще к середине XVIII века. Территория участка была тогда обширнее и принадлежала тайному советнику И. Г. Воронцову.

В 1812-м все здешние постройки и прилегающие территории сильно пострадали от пожара, и позднее их приобрел поэт и государственный деятель И.И.Дмитриев. В выстроенной им заново усадьбе несколько раз гостили А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

А в самом конце XIX века здесь появился новый прекрасный особняк,  хозяйкой которого стала одна из самых влиятельных женщин Москвы того времени – Зинаида Морозова. Особняк стал исполненным обещанием предпринимателя и мецената Саввы Морозова. Купеческое слово было дано при сватовстве, и спустя десятилетие Савва Морозов возвел в честь жены исключительной красоты дом.

Зинаида Морозова устраивала самые богатые приемы в особняке на Спиридоновке. Здесь бывали министр Сергей Витте, великая княгиня Елизавета Федоровна, писатель Антон Чехов, художники Исаак Левитан и Александр Бенуа, здесь пел Федор Шаляпин, а князь Сергей Щербатов оставил запись в дневнике: «Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычно роскошный в англоготическом стиле на Спиридоновке...Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова, большого ума, с прирожденным тактом, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием».

Особняк на Спиридоновке стал одной из первых крупных самостоятельных работ архитектора Федора Шехтеля. Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером, сам Савва Тимофеевич учился в Кембриджском университете, считался известным англоманом и поэтому выбрал последний стиль.

Новое сооружение поставили с отступом от красной линии, где разместились все подсобные службы.

Строгие геометрические объемы особняка создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце. Левая, более приватная, часть выходит в небольшой сад.

С довольно аскетичным видом фасадов контрастируют парадные интерьеры, воссоздающие романтическую атмосферу рыцарского Средневековья.

Впрочем, есть и ренессансные, рокайльные, ампирные залы.

Над убранством помещений трудился художник Михаил Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Михаил Александрович поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Дж. Мейербера «Роберт-дьявол». Также художником были написаны аллегорические панно для Малой гостиной.

Пышное новоселье в особняке состоялось 8 февраля 1897 года, однако семейное счастье царило в нем недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра, где встретил актрису Марию Андрееву. В 1905 году тело Морозова нашли в номере гостиницы во французском Канне, рядом – браунинг и записку с просьбой никого не винить. Но Зинаида так и не поверила в самоубийство мужа. Спустя некоторое время она снова вышла замуж – за московского градоначальника генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы не дает ей жизни в этом доме – по ночам в кабинете слышатся его покашливания, шаркающая походка, перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал на Спиридоновку со своей семьей и великолепной коллекцией полотен русских и европейских живописцев. Новый владелец не стал ничего переделывать, только заказал в 1912 году художнику К. Ф. Богаевскому три панно для Рокайльной гостиной.

Октябрьская революция лишила дом и этих хозяев. После национализации здесь последовательно располагались Губернский продовольственный комитет, приют для сирот – беженцев из Бухареста, а во флигеле – Узбекский институт просвещения имени Иосифа Сталина.

В 1929 году особняк был передан в хозяйственное ведение ГлавУпДК, и спустя еще десятилетие здесь открылся Дом приемов иностранных делегаций.

Стены особняка неоднократно становились свидетелями встреч первых лиц государства, подписаний важных деклараций и соглашений.

С 1973 по 1987 год по распоряжению министра иностранных дел СССР А.А.Громыко в здании проходили масштабные работы по ремонту исторических интерьеров.

Серьезнейшим испытанием для творения Ф.О.Шехтеля стал пожар, случившийся 4 августа 1995 года. Пламя уничтожило часть убранства парадных залов, но большую часть интерьеров удалось спасти.

В кратчайшие сроки ГлавУпДК удалось восстановить особняк по архивным чертежам и фотографиям.

В настоящее время морозовское «палаццо» находится в ведении ГлавУпДК. Предприятие предпринимает максимум усилий по сохранению его исторического облика, регулярно проводя в нем комплексные ремонтно-реставрационные работы. В самом же здании по-прежнему располагается Дом приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации, сохраняя за морозовским «палаццо» статус центра политической и общественной жизни.

1
2
3
4
5
Аванзал. Особняк З.Морозовой на Спиридоновке, 17
Аванзал. Особняк З.Морозовой на Спиридоновке, 17
8
Каминный зал. Особняк по улице Спиридоновка, дом 17
Белый зал. Особняк по улице Спиридоновка, дом 17
Будуар. Особняк З.Морозовой на Спиридоновке, 17
Рокайльная гостиная (зал Богаевского). Особняк З.Морозовой на Спиридоновке, 17
13
14
15
16
17
Альбом
«Московские особняки (особняк на Спиридоновке 17). 2011»

Реставрация (1996, 2021)

Дважды лауреат конкурса Правительства Москвы «Реставрация-96» на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы.

После случившейся трагедии свою помощь в восстановлении шедевра предложили фирмы из США, Польши, Турции, Словении. Материалы шли из Германии, Китая, Австрии, Финляндии... Мебель заказывалась в Италии, Венгрии, Индии. 67 различных строительных и реставрационных фирм из России и из-за рубежа, выбранные на конкурсной основе, получили право вести работы на особняке. Координировало все работы дочернее предприятие ГлавУпДК фирма "Дипкомфорт". Ежедневно, без выходных, в три смены выходили работать на "объект № 1", скрытый желто-белыми чехлами, одновременно от 180 до 300 человек.

Делали мощно, быстро и всё одновременно. Воссоздание особняка осуществлялось по комплекту старинных чертежей, представленных Музеем архитектуры. Все они имели личную подпись автора проекта: Федор Шехтель. МИД держал стройку под постоянным контролем.

Без малого год продолжалась каждодневная борьба за спасение шедевра. Реставрационные отделочные работы высшей сложности выполнили на фасадах и в интерьерах дома специалисты акционерного общества "Преображение", фирм «Стройсервис-5», «СМС-5», «КВИО», «Старк-камень», «Антик», мастерские по реставрации памятников старины в Варшаве и другие организации. Коллектив реставраторов Государственной Третьяковской галереи под руководством заслуженного деятеля искусств России А. П. Ковалева вернул к жизни панно М. А. Врубеля "Утро", "Полдень", "Вечер" из Малой гостиной. По эскизу в натуральную величину был воссоздан заново витраж М. А. Врубеля "Рыцарь". Эскиз выполнил доцент Строгановского института М. Ф. Разанов, под его наблюдением витраж изготовила английская фирма "Goddard & Gibbs", более ста лет специализирующаяся на изготовлении витражей.

Панно Богаевского после пожара пришлось, в сущности, создавать заново. Заказ на реконструкцию получило Межобластное научно-реставрационное художественное управление Минкульта РФ и группа реставраторов: В. Стуков, Ю. Пахомов, М. Чистяков под руководством А. Кузнецова — принялась за работу. Особые, гобеленового плетения, холсты были специально изготовлены на Гаврилов-Ямском льнокомбинате, причем станков, рассчитанных на нужную ширину — почти 4,5 метра, — не сохранилось и реставраторам пришлось хитро сшивать полотнища. Вся работа длилась семь месяцев.

Успешно завершенное к августу 1996 года восстановление особняка стало поистине беспрецедентным событием в русской реставрационной практике. Работы получили высшую оценку как специалистов, так и широкой общественности. В 1996 году работы по воссозданию этого памятника архитектуры были отмечены дипломом правительства Москвы. 


Лауреат конкурса «Московская реставрация — 2021»: За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия.

В 2021 году Департамент капитального строительства ГлавУпДК при МИД России завершил комплексную реставрацию фасада особняка. 

В истории здания это первая столь масштабная реставрация фасадов. ГлавУпДК совместно со специализированными организациями были проведены работы по фасадам, кровле и ограде особняка.

В ходе работ, начавшихся в конце 2019 года, была проведена кропотливая реставрация более 60% поверхности наружной части особняка. В частности, отреставрированы и укреплены многочисленные элементы декора: витражи, горгульи из шпиатра, химеры. Отреставрирован сложный парапетный декор на балконе, террасах и машикули основной башни (донжона) на восточном фасаде, а также фиалы в виде миниатюрных замков.

Материал кровли заменен на современный и долговечный цинк-титан, благодаря его высокой пластичности, крыша сохранила свою сложную форму. «Для кровли мы использовали не просто оцинкованный металл, а сплав титанцинк — материал, из которого можно делать надежные и в то же время сложные по форме декоративные элементы кровли. Мы пошли на это, так как понимаем, что при качественном монтаже срок эксплуатации такой кровли составляет около 30 лет. То же касается и других примененных материалов»,  –  отмечает Дмитрий Драчев, начальник отдела департамента капитального строительства ГлавУпДК при МИД России. Также воссоздана водосточная система.

Завершает уникальный ансамбль особняка отреставрированная ограда, проходящая вдоль Спиридоновки, и новая архитектурная подсветка, в вечернее время эффектно подчеркивающая объем здания и его детали, а днем  –  практически незаметная для прохожих.

Эксперты, принимавшие участие в реставрации, отметили высочайшее качество производства работ при строительстве особняка и высокую степень сохранности основных конструкций и некоторых примененных материалов, например, высокомарочного бетона конца 19 века.