

Староконюшенный переулок, соединяющий Арбат с Пречистенкой, назван по имени находившейся здесь в XVI-XVII веках Старой государевой Конюшенной слободы, и сохранил в своем пространстве ряд архитектурных памятников, в основном XIX – начала XX века.
Ярким примером является здание под современным номером 23. Обширная усадьба князя Несвицкого, размещавшаяся в этом месте в XVIII веке, была разделена на три участка, один из которых впоследствии достался супруге гвардии прапорщика Марии Александровне Лопухиной.
После пожара 1812 года территория не раз переходила от владельца к владельцу, пока в 1868 году имение не приобрел надворный советник А.Г. Арбузов. По его заказу было возведено двухэтажное деревянное на каменном фундаменте здание и такой же флигель, где несколько лет жил археограф В.И. Холмогоров, автор трудов по истории Москвы и Подмосковья.
В 1898 году участок приобрёл потомственный почётный гражданин Николай Иванович Казаков – предприниматель, занимавшийся чаеторговлей и ведавший «комиссионными делами в Гостином Дворе». Интересно, что Казаковых связывали родственные отношения с другими известными чаеторговцами, которых прославила архитектура – купцами Перловыми.
По желанию собственника прежняя застройка была снесена – вместо неё планировалось возведение нового особняка в стиле ар-нуво: с плавными линиями, наличием цветочных и растительных орнаментов, женскими маскаронами. Проект был заказан выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества, штатному участковому архитектору при управе Карлу Карловичу Гиппиусу. Именно он оформил в необычном китайском стиле фасад «Чайного дома» на Мясницкой улице, которым владел Сергей Васильевич Перлов, глава товарищества «С.В. Перлов и Ко».
Протяжённый уличный фасад был украшен горизонтальной рустовкой, ярко выраженными оконными наличниками и лепным фризом. Особого внимания заслуживает ложный эркер в центральной части фасада с полукруглой нишей, которую украшает композиция в виде девичьей головки и тщательнейшим образом исполненного цветка ириса.
Внутреннее пространство особняка изначально было разбито на две квартиры, одна из которых – на первом этаже – предназначалась для проживания семьи самого Н.И. Казакова, а вторая сдавалась внаем. Потолки всех комнат отделывались богатой лепниной, полы набирались из дубового паркета, двери и рамы – сосновые, окрашенные. Оба этажа соединялись каменной лестницей (её ограждения несли орнамент в виде цветков чертополоха), а с первого этажа также вела деревянная лестница в подвал, устланный полами из асфальта и метлахской плитки.
Дом и деревянный жилой флигель были оборудованы по последнему слову техники: кроме водяного отопления присутствовало электричество, водопровод и канализация (ватерклозеты, ванны).
В сдаваемой квартире в разное время обитали вдова купца Давида Абрамовича Морозова Елизавета Павловна (урождённая Сорокоумовская), а затем промышленник и банкир Николай Александрович Второв, который вскоре переехал в свой новый дом на Спасопесковской площади, 10, больше известный в наши дни как Спасо-хаус.
Накануне Февральской революции 1917 года жена Н.И. Казакова Надежда Петровна продала владение голландской подданной Эмилии Конрадовне Пельтцер, жене врача Фридриха Оскаровича Пельтцера (из этого, довольно обширного, семейства происходит знаменитая советская актриса Татьяна Пельтцер). Но уже через несколько месяцев особняк был национализирован, и с 1918 го сюда стали подселять жильцов, в том числе приезжавших в Москву командированных.
После отъезда семьи Пельтцеров в Нидерланды комплекс зданий перешел в ведение Бюробина при Наркомате иностранных дел (ныне – ГлавУпДК при МИД России) и отдан под нужды дипломатических представительств.
В 1957 году особняк, в котором на тот момент размещалась резиденция канадского посла, посетил знаменитый канадский пианист Гленн Гульд, находившийся в Советском Союзе на гастролях. До недавнего времени в здании на верхнем этаже находился рояль, на котором музыкант играл в день посещения дипмиссии своей страны.