
Дом начала XIX в.

На самом деле, официальное наименование дома, закрепленное в реестре памятников истории и культуры Главного управления охраны памятников г. Москвы, не соответствует его истинному возрасту.
Первые документальные упоминания о домовладении по этому адресу относятся к середине XVIII века, а, учитывая, что местность была обжита еще в незапамятные времена, к возрасту построек, преобразившихся позднее в особняк Волковых-Закревских-Сорокоумовских, можно смело добавить еще пару веков.
Небольшой отрезок городского пространства между Тверской и Большой Никитской улицами, называемый ныне Леонтьевским переулком, является местом уникальным. Представители княжеских и боярских династий, издавна проживавшие здесь, словно соревновались друг с другом в богатстве и знатности рода. Шереметевы, Прозоровские, Головины, Мещерские, Толстые оставили о себе память в названии усадеб и окрестных переулков.
П.В. Шереметев — отец знаменитого фельдмаршала времен Петра I, владевший огромным двором и садом, дал название переулку, который носил его имя до середины XVIII века. В это время здесь поселяется генерал-аншеф и бывший киевский губернатор М.И. Леонтьев, чьи наследственные земли занимали территорию домов № 8-12. После его смерти в 1741 году переулок стал именоваться Леонтьевским.
Одним из соседей генерала Леонтьева был еще один сподвижник Петра I, полковник князь И.И. Мещерский, предки которого владели участком на месте дома №4 по крайней мере с XVII века. Впрочем, исследователи расходятся в перечислении владельцев этого участка до начала XIX века. Так, в одной из работ утверждается, что в 1657 г. на месте дома № 4 был двор стольника А.В. Толстого.
Нет единства и в перечислении имен тех, кто наследовал Мещерским. Разные авторы называют фамилии Салтыковых, Багратионов, Ржевских, Долгоруких...
Впрочем, все это лишний раз подтверждает высокую престижность и привлекательность места, которое не потеряло своей ценности даже после пожара 1812 года, уничтожившего или сильно повредившего большинство построек. Так что, приобретший в 1823 году дом и сад гвардии капитан Николай Волков (участок, как обычно, был записан на имя его жены) сделал явно выгодное приобретение. Дом пострадал меньше других и в основе своей был сохранен, но в ходе реставрации приобрел ампирные черты.
Автором проекта стал Афанасий Григорьев, сподвижник знаменитого Жилярди. Между боковыми выступами фасада был встроен портик с восемью парными дорическими колоннами, в интерьере появились витые лестницы, а потолки украсились изящной лепниной. Видимо, здесь, у своих московских родственников, гостила Мария Волкова, фрейлина императрицы Марии Федоровны (супруги Александра I). Ее переписку о войне 1812 использовал Л.Н. Толстой для романа «Война и мир».
В 1848 году в Москву прибыл новый генерал-губернатор. Николай I, недовольный правлением князя Щербатова, «распустившего», по мнению царя, Москву, назначил на его место «сильную руку» в лице графа Арсения Закревского.
Покупка дома Закревскими стала событием не только и не столько из-за личности нового генерал-губернатора Москвы, сколько из-за скандальной славы его супруги. Блиставшая в двадцатых годах в Петербурге, Аграфена Закревская, в которую были влюблены Баратынский и Пушкин, имела сомнительную репутацию ветреной покорительницы мужских сердец.
По свидетельству современников, жесткий и деспотичный в обычной жизни, граф Закревский благоговел перед своей взбалмошной и капризной женой, потакая любым ее прихотям. Так что не приходится сомневаться, что дом полностью находился в руках этой незаурядной женщины. Впрочем, «Медной Венере» к тому времени было уже 50, и ее больше заботили не поклонники, а обустройство комфортабельного жилья.
В течение десяти лет дом, ставший модным литературным салоном, притягивал взоры жадных до слухов и сплетен москвичей. А после отставки Закревского и его отъезда во Флоренцию в 1859 году особняк опустел на 20 лет.
К тому времени большинство домов в Леонтьевском перешло в руки купцов. Оплотами старой аристократии оставались только дома № 27 (принадлежал дворянской династии Олсуфьевых) и 18 (здесь жили сперва князья Трубецкие, потом граф Уваров, один из основателей Исторического музея).
Стал купеческим и дом Волкова. В 1880 году особняк приобретает Надежда Сорокоумовская, супруга «мехового короля» Павла Сорокоумовского.
Этот «меховой Фаберже» прославился, выиграв подряд на изготовление царских мантий к церемонии коронации императора Николая II, а затем – участием в реставрации одной из реликвий Российской империи – знаменитой шапки Мономаха. Добившийся звания «Поставщика двора Его Императорского Величества», дом Сорокоумовских успешно торговал «русскими соболями» в Европе и Америке, став крупнейшей компанией на мировом рынке мехов.
Теперь, оправленный в купеческие жемчуга, дом обрел еще большие блеск и роскошь. По некоторым сведениям, к проекту реконструкции дома был причастен знаменитый архитектор А.С.Каминский, один из предтеч московского модерна.
В 1882 году к зданию со двора пристраивается помещение для домовой церкви, которое позже было превращено в парадную столовую. Интерьер дома стал пышнее и затейливее. Как и большинство русских именитых купцов, Сорокоумовские испытывали влечение к искусству. Стены особняка украсились картинами Айвазовского, Тропинина, Левитана и итальянскими зеркалами. Залы осветились вычурными венецианскими люстрами.
В марте 1909 года торговая компания «Павел Сорокоумовский с сыновьями» отмечала столетие основания фирмы. Событие получило резонанс не только в России. Свои поздравления юбиляру прислали крупнейшие политики и предприниматели со всего мира. А дом в Леонтьевском переулке в эти дни стал средоточием всей светской жизни Москвы. Пышность приемов и количество именитых гостей затмили все, что ранее видели стены особняка.
После революции блеск и слава дома заметно потускнели. Сначала здесь разместился Московский коммунальный музей, затем – дом работников просвещения, редакция "Учительской газеты"…
Лишь в 1950 году дом передали в ведение ГлавУпДК, а с 1960-го в этих стенах находится посольство Греции.
Размещение в этом месте посольства как бы продолжает одну из московских традиций гостеприимства. Здесь, в районе дома 19, с XVII века располагалось одно из старейших в Москве посольских подворий – так называемый «Двор шведского короля».
Поддерживая другую традицию – сохранения исторического наследия – ГлавУпДК провело реставрацию особняка, в ходе которой удалось восстановить интерьеры конца XIX – начала ХХ века. Посетителям вновь открылась двухпролетная лестница, ведущая к анфиладе верхних залов и тончайшая роспись купольного плафона, бронза зеркал и каминных часов, старинная мебель и картины великих русских художников.

Реставрация (2015)
Приз конкурса «Московская реставрация-2015» в номинациях: «За лучший проект реставрации объекта культурного наследия», «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия»
В 2015 году ГлавУпДК при МИД России в рамках программы восстановления находящихся в его ведении объектов культурного наследия завершил комплексную научную реставрацию исторического особняка в Леонтьевском переулке.
Первым хозяином усадьбы был генерал-поручик князь Григорий Семенович Мещерский. По его приказу в 1761–1769 годах были выстроены каменные палаты на погребах. Особняк пострадал при пожаре 1812 года, но сохранился в своей основе. Сегодня фрагменты построек того времени можно увидеть в подвале особняка. Это двухстолпная палата и два помещения с коробовыми сводами под восточной частью. Современные ампирные черты особняк приобрёл в начале XIX века в ходе восстановительных работ. Автором проекта стал Афанасий Григорьев, сподвижник знаменитого Жилярди. В 1823 году между боковыми выступами фасада появился портик с восемью парными дорическими колоннами, а в интерьере — витые лестницы, потолки украсились изящной лепниной.
Следующая перестройка здания относится к 1880 годам, когда особняк приобрел «меховой король» Павел Сорокоумовский. По некоторым сведениям, к проекту реконструкции дома был причастен знаменитый архитектор А.С.Каминский, один из предтеч московского модерна. В 1882 году к зданию со двора пристраивается помещение для домовой церкви, которое позже было превращено в парадную столовую. Интерьер дома стал пышнее и затейливее.
После революции здание сменило множество владельцев, пока в 1950 году дом не передали в ведение ГлавУпДК. С 1960-го в этих стенах находится посольство Греции.
До наших дней хорошо сохранились планировка здания и отделка фасадов 1823 года. В ходе реставрации особняка удалось восстановить интерьеры конца XIX – начала ХХ века.
«Колонны и пилястры, барельефы на фасаде — все это главные приметы усадьбы» — рассказывает главный архитектор проекта реставрации Елена Константинова. При этом многие детали — с греческой природой. Барельефы изображают классические античные сюжеты. А на части здания, выходящей на Леонтьевский переулок представлена тема «Трех граций», одного из ранних полотен Рафаэля.
Все это великолепие, как и художественная гипсовая лепнина внутри усадьбы, в полной мере открылось только после реставрации. При этом были сохранены интерьеры пышных бальных залов XIX века. Посетителям вновь открылась двухпролетная лестница, ведущая к анфиладе верхних залов и тончайшая роспись купольного плафона, изящная лепка потолочных фризов, бронза зеркал и светильников и мраморные камины.