Краткая историческая справка об особняке по адресу Леонтьевский переулок, 4, стр.1, 2

Дом начала XIX в.

Этот особняк появился в современных очертаниях в начале XIX века, когда участок приобрёл гвардии капитан Николай Волков, родственник Марии Волковой, знаменитой фрейлины императрицы Марии Федоровны (супруги Александра I). Дом несильно пострадал от пожара 1812 года и в основе своей был сохранен, но в ходе восстановительных работ приобрел ампирные черты.

Автором проекта стал Афанасий Григорьев, сподвижник знаменитого Жилярди. Между боковыми выступами фасада Григорьев встроил портик с восемью парными дорическими колоннами, в интерьере появились витые лестницы, а потолки украсились изящной лепниной. В таком виде дом достался и следующему владельцу. В 1848 году в особняк въехал новый московский генерал-губернатор граф Арсений Закревский, и хозяйство взяла в руки Аграфена Закревская, некогда первая красавица Петербурга, нареченная Пушкиным «медной Венерой».

В течение десятка лет дом был модным литературным салоном, одним из центров культурной жизни Москвы. Затем какое-то время особняк пустовал, пока в 1880 году его не приобрел «меховой король» Павел Сорокоумовский. Этот «меховой Фаберже» прославился, выиграв подряд на изготовление царских мантий к церемонии коронации императора Николая II, а затем — участием в реставрации одной из реликвий Российской империи — знаменитой шапки Мономаха. Добившись звания «Поставщика двора Его Императорского Величества», Сорокоумовские успешно торговали «русскими соболями» в Европе и Америке, став крупнейшей компанией на мировом рынке мехов. Теперь, оправленный в купеческие жемчуга, дом обрел еще большие блеск и роскошь.

По некоторым сведениям, к проекту реконструкции дома был причастен знаменитый архитектор А.С.Каминский, один из предтеч московского модерна. В 1882 году к зданию со двора пристраивается помещение для домовой церкви, которое позже было превращено в парадную столовую. Интерьер дома стал пышнее и затейливее. Стены особняка украсились картинами Айвазовского, Тропинина, Левитана и итальянскими зеркалами. Залы осветились вычурными венецианскими люстрами.

После революции здесь разместился Московский коммунальный музей, затем — дом работников просвещения, редакция «Учительской газеты»... Лишь в 1950 году дом передали в ведение ГлавУпДК, а с 1960-го в этих стенах находится посольство Греции. В ходе реставрации особняка удалось восстановить интерьеры конца XIX — начала ХХ века. Посетителям вновь открылась двухпролетная лестница, ведущая к анфиладе верхних залов и тончайшая роспись купольного плафона, изящная лепка потолочных фризов, бронза зеркал и светильников.


1
Главный фасад особняка по Леонтьевскому переулку, дом 4, стр. 1, 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Альбом
«Московские особняки. 2011»

Реставрация (2015)

Приз конкурса «Московская реставрация-2015» в номинациях: «За лучший проект реставрации объекта культурного наследия», «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия»

В 2015 году ГлавУпДК при МИД России в рамках программы восстановления находящихся в его ведении объектов культурного наследия завершил комплексную научную реставрацию исторического особняка в Леонтьевском переулке.

Первым хозяином усадьбы был генерал-поручик князь Григорий Семенович Мещерский. По его приказу в 1761–1769 годах были выстроены каменные палаты на погребах. Особняк пострадал при пожаре 1812 года, но сохранился в своей основе. Сегодня фрагменты построек того времени можно увидеть в подвале особняка. Это двухстолпная палата и два помещения с коробовыми сводами под восточной частью. Современные ампирные черты особняк приобрёл в начале XIX века в ходе восстановительных работ. Автором проекта стал Афанасий Григорьев, сподвижник знаменитого Жилярди. В 1823 году между боковыми выступами фасада появился портик с восемью парными дорическими колоннами, а в интерьере — витые лестницы, потолки украсились изящной лепниной.

Следующая перестройка здания относится к 1880 годам, когда особняк приобрел «меховой король» Павел Сорокоумовский. По некоторым сведениям, к проекту реконструкции дома был причастен знаменитый архитектор А.С.Каминский, один из предтеч московского модерна. В 1882 году к зданию со двора пристраивается помещение для домовой церкви, которое позже было превращено в парадную столовую. Интерьер дома стал пышнее и затейливее.

После революции здание сменило множество владельцев, пока в 1950 году дом не передали в ведение ГлавУпДК. С 1960-го в этих стенах находится посольство Греции.

До наших дней хорошо сохранились планировка здания и отделка фасадов 1823 года. В ходе реставрации особняка удалось восстановить интерьеры конца XIX – начала ХХ века.

«Колонны и пилястры, барельефы на фасаде — все это главные приметы усадьбы» — рассказывает главный архитектор проекта реставрации Елена Константинова. При этом многие детали — с греческой природой. Барельефы изображают классические античные сюжеты. А на части здания, выходящей на Леонтьевский переулок представлена тема «Трех граций», одного из ранних полотен Рафаэля.

Все это великолепие, как и художественная гипсовая лепнина внутри усадьбы, в полной мере открылось только после реставрации. При этом были сохранены интерьеры пышных бальных залов XIX века. Посетителям вновь открылась двухпролетная лестница, ведущая к анфиладе верхних залов и тончайшая роспись купольного плафона, изящная лепка потолочных фризов, бронза зеркал и светильников и мраморные камины.