Городская усадьба Г.А.Каратаевой-И.В.Морозова

Леонтьевский переулок, расположенный в Центральном административном округе Москвы, проходит от Большой Никитской улицы до Тверской. Имеющий древнюю историю места, где селились аристократы, со второй половины XIX века переулок становится средоточием московского купечества – изрядно цивилизованного, со знанием законов коммерции и юриспруденции.

Всенародной популярностью пользовались магазины антикварной торговли: лавки Ерыкалова, «Старина и редкость», «Луксор». Прогуливаясь здесь, стоит обратить внимание на строение ярко желтого цвета под номером 10. В начале XVIII столетия на этом месте располагалась обширная усадьба, принадлежавшая генерал-аншефу М.И. Леонтьеву (в честь которого и назван переулок), хозяину участка № 10–12. Его сын установил деревянные хоромы, фасад которых, как одно из замечательных московских строений, был включён в «Альбомы» архитектора М.Ф. Казакова.

При пожаре 1812 года хоромы сгорели, вследствие чего обширный участок был разделён на две части. В небольшом каменном домике в 1830–1840-х годах жил профессор А.А. Прокопович-Антонский, ректор Московского университета и бессменный руководитель Благородного пансиона при нём. В 1882-м здесь останавливался во время своего визита в столицу известный путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай.

Поначалу симпатичный особняк в стиле эклектики построил для купчихи Г.А. Каратаевой архитектор А.С. Каминский, много работавший в этом квартале Москвы. Спустя несколько лет здание приглянулось богатому купцу-старообрядцу Ивану Викуловичу Морозову, который собирался жениться на артистке балета Большого театра Варваре Александровой. Браку решительно противился отец Ивана, но после смерти родителя никаких препятствий не осталось.

Реконструировать особняк для новой семейной жизни пригласили молодого, но уже знаменитого зодчего Фёдора Шехтеля. Внешний декор (например, маскарон сатира и барельефы грифонов) и центральная лестница, сделанные Каминским, остались в неприкосновенности, а вот парадные помещения – деревянная столовая, белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная – были заново оформлены по шехтелевским рисункам. Справа от дома появилась приватная зона – садик для детских прогулок с отдельным выходом и террасой.

В начале XX века внес свою лепту в оформление дома и архитектор А.А. Эрихсон: центральная лестница обрела модный модерновый облик, а на территории сада вырос новый двухэтажный флигель.

После революции в особняке обосновалось посольство Германии, располагавшееся здесь около двадцати лет. Во время Великой Отечественной войны в доме находилось Совинформбюро, куда ежедневно приходил за сводками с фронта известный диктор Юрий Левитан.

С 1949 года в строении под номером 10 работало посольство ГДР, а позднее – Кубы.
Главный фасад особняка по Леонтьевскому переулку, дом 10
Парадная лестница. Особняк по Леонтьевскому переулку, дом 10
3
Зал в стиле Рококо. Особняк по Леонтьевскому переулку, дом 10
5
6
Белоколонный бальный зал. Особняк по Леонтьевскому переулку, дом 10
8
9
10

Реставрация (2019)

Лауреат конкурса «Московская реставрация — 2019»: за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию. 

В 2019 году ГлавУпДК провело первую комплексную реставрацию домовладения за более чем 130-летнюю историю усадьбы, став лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».

Были произведены укрепление фундаментов и грунтов под зданиями. Восстановлена гидроизоляция стен, а также полов в подвале и на цокольном этаже. Отремонтирована кирпичная кладка, обновлено декоративное оформление фасадов. Великолепным фасадам главного дома и флигелей было возвращено историческое цветовое решение на конец XIX в. Особое внимание было уделено реставрации сохранившихся скульптурных элементов на уличном фасаде: маскаронов, объемной скульптуре, орнаментах, так характерных для творчества архитектора дома, мастера московской эклектики Александра Каминского.

Уже в ходе работ на объекте на плафонах и стенах парадных помещений были обнаружены уникальные живописные полотна на холстах, преимущественно с цветочными мотивами, орнаментированные вставки, монограммы владельцев.

Кроме того, была установлена первоначальная планировки здания, измененная в советские годы и предполагавшая анфиладу на втором этаже главного дома.

Плафоны потолков в части залов были украшены позолотой. Все эти находки потребовали корректировки проектной документации и дополнительного финансирования.

Восстановлены исторические камины парадных помещений. Возвращен первоначальный облик "деревянной" гостиной 1-го этажа, выполненной в мотивах рыцарства и историзма, авторство интерьера, который приписывают Федору Шехтелю. Отделка гостиной выполнена в основном из гипса, но очень искусно стилизованного под темное дерево, хотя часть элементов интерьера действительно выполнены из твердых пород древесины.

Реставраторов и исследователей удивили редкие изображения женских головок в окружении многолучевых золотых звезд, украшающих плафон колонного зала. По всей видимости, они могли появиться в момент переустройства дома для Морозовых, выполненного Ф. Шехтелем и А. Эрихсоном.

В ходе работ были восстановлены по историческим аналогам текстильные заполнения стен, в том числе тканевые обои "деревянной" гостиной с набивным рисунком.