Доходный дом З.А.Перцовой
Петр Николаевич Перцов, инженер-путеец и страстный поклонник искусства, увековечил свое имя, построив дом, ставший жилищем и творческой мастерской для многих художников и театральных деятелей.
Дом как нельзя лучше подходил на роль колыбели новой волны русского искусства, поскольку и сам был создан по рисунку замечательного художника Сергея Малютина. Влюбленный в театр и в русский народный сказочный эпос, он создавал и здания, и мебель, и бытовые предметы, думая об удобстве и рациональности, но обязательно насыщая их образы ощущением сказки, символами найденными в народном искусстве. Именно авторству Малютина принадлежит образ «русского чуда», покорившего мир — матрешки.
Перцов не случайно обратился с просьбой создать образ своего будущего дома именно к Малютину. За несколько лет до этого недалеко от участка, купленного Перцовым, появился другой дом в русско-сказочном стиле, сотворенный Виктором Васнецовым (Пречистенская набережная, д. 29). Владелец дома Иван Цветков, будучи другом и собратом Перцова по коллекционированию подал ему идею сделать нечто похожее. Дом должен был привлекать своей необычностью и выражать национальное своеобразие русского искусства. Для выбора проекта будущего дома был проведен конкурс, в жюри которого вошли многие именитые архитекторы и художники: В. Васнецов, Ф. Шехтель, И. Иванов-Шиц, В. Поленов, В. Суриков. Жюри выбрало победителем проект Аполлинария Васнецова, но самому Перцову больше понравилось видение его будущего дома Сергея Малютина. «Меня Сергей Васильевич совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус, вводя лишь небольшие коррективы чисто технического или хозяйственного значения», — писал Перцов в своих мемуарах.
Малютин в полной мере реализовал свой творческий потенциал, накопленный за годы работы на благо княгини Тенишевой в селе Талашкино. Оттуда же художник пригласил своих товарищей из гончарной артели «Мурава».
За два года строительства мастера украсили фасады здания потрясающими майоликовыми панно с былинными сюжетами и сказочными деталями из керамики. Так, один из балконов здания несут на себе причудливые змеи. Необычна была и внутренняя отделка — резьба на всех деревянных деталях, волнистый рисунок полов, фантастическое оформление стен.
Здание примечательно еще и тем, что архитектор Н.К. Жуков (при участии В. Шнауберта) возвел его на остатках ранее стоявшего на этом месте здания, придав всем сторонам дома оригинальное, но стилистически целостное решение. Здесь, в «русском тереме» охотно селились художники: Роберт Фальк, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля. Поселился здесь с семьёй и сам Малютин.
К сожалению, его творение не принесло счастья художнику. В 1908 году очередное московское наводнение уничтожило многие работы Малютина хранившиеся в подвале, а его жена, пытавшаяся спасти полотна, простудилась и вскоре скончалась.
Под мастерские и комнаты художников были отданы верхние этажи. А в подвале открылось знаменитое кабаре «Летучая мышь», основателями которого стали первый русский конферансье Никита Балиев и известный меценат, покровитель МХАТа Николай Тарасов. Театральная легенда гласит, что во время поисков подходящего помещения для кабаре, навстречу соучредителям, спускавшимся в подвал этого дома, вылетела летучая мышь, в честь которой и назвали новое заведение. По другой версии, это просто дружеская пародия на МХАТовскую чайку.
В открывшемся 29 февраля 1908 г. кабаре ставились «капустники» — шуточные вечера артистов Московского художественного театра. Здесь глубокой ночью распахивался занавес с изображением летучей мыши, и Станиславский становился магом, Немирович-Данченко — дирижером, Качалов — борцом, Книппер-Чехова — шансонеткой...
После революции здание использовалось как офицерское общежитие. По некоторым сведениям, несколько лет здесь жил Лев Троцкий, занявший бывшие апартаменты хозяев. А вплоть до начала 30-х годов здесь квартировали члены художественного объединения «Бубновый валет».
В 1970-е здание было передано в ведение Управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР.