Особняк Дерожинской в Штатном пер.
Авторству архитектора Франца Осиповича Шехтеля принадлежит более полусотни проектов, каждый из которых достоин пристального внимания. Взять хотя бы такие высоты зодчества как особняк Морозовых на Спиридоновке, дом Рябушинского на Малой Никитской улице или особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке.
Дом № 13 был построен Ф.О. Шехтелем в 1901 — 1902 гг. для дочери фабриканта Бутикова. Она состояла в браке дважды и именовалась сперва Дерожинской, а потом Зиминой, что вызвало некоторую путаницу в именовании здания. Одни источники называют его «домом Дерожинской», другие — «домом Зиминой», хотя речь идет об одном и том же шедевре московского модерна.
Дом построен на примечательном месте. В 1788-1789 гг. на этом участке в доме своего друга останавливался поэт Г. Р. Державин, а в 1828-1838 гг. жила мемуаристка Е. П. Янькова, чье повествование под названием "Рассказы бабушки" до сих пор служит ценным источником по истории Москвы конца XVIII — начала XIX в. Это был скромный деревянный одноэтажный дом с семью окнами по фасаду, стоявший по красной линии Штатного переулка (так прежде назывался Кропоткинский). Она рассказывала, что "бойкое место на Пречистенке (она жила до того в доме на углу со Староконюшенным переулком - № 18) мне очень надоело от беспрестанной езды, а тут был переулок малопроезжий, при доме был маленький садик, и напротив, почти из ворот в ворота, дом Катерины Сергеевны Герард с пребольшим и прекрасным садом, который тянулся по переулку против моего дома".
Сам дом, ажурная уличная ограда и корпуса хозяйственных служб во дворе представляют собой целостный ансамбль. Через огромное окно можно увидеть изумительно красивую гостиную с огромным беломраморным камином. Говорят, это самый большой камин во всей Москве. Эта гостиная более похожа на зал в средневековом замке. Другие же помещения особняка вполне нормальны и даже подчеркнуто невелики. По словам одной из исследовательниц творчества Шехтеля, гиперболизированные размеры гостиной были выбраны архитектором потому, что этим он хотел подчеркнуть "связь с историческим настоящим России, с переломностью переживаемого момента и осознанием переломности как факта, имеющего эпохальное значение". Хотя, возможно, все дело было в эксцентричности хозяйки.
Кроме превосходной системы отопления (Дерожинская заказала для дома радиаторы почти современного образца) в особняке была уникальная по тем временам система освещения. Например, в гостиной потолок «выложен» затейливыми цветами, сердцевины которых — электрические лампочки. И еще одно интерьерное «чудо» — стены в этой комнате оклеены обоями, отделанными сверху деревянным кантом — фризом. За прошедшие сто лет обои, конечно, неоднократно переклеивались, но карниз остался прежним. Его, как и мебель для особняка, делали специально, на заказ.
Дизайн интерьеров частично сохранился до наших дней. Все в этом доме, включая мебель, было создано по рисункам Ф.О. Шехтеля. При отделке стен, дверных проемов и лестниц декоративными элементами широко использовалось дерево. Яркое проявление стиля модерн в этом особняке — особое декорирование потолка в парадных помещениях. В том же стиле оформлена антресоль-библиотека. При отделке стен, дверных проемов и лестниц широко использовалось дерево. Стеклянная горка и два добротных дубовых буфета в парадной столовой сохранились со времен постройки особняка, в один из буфетов автор даже встроил камин.
Сам дом, ажурная уличная ограда и корпуса хозяйственных служб во дворе представляют собой целостный ансамбль. Через огромное окно можно увидеть изумительно красивый парадный зал с не менее огромным беломраморным камином. Говорят, это самый большой камин во всей Москве.
После революции особняк практически сразу стал использоваться для размещения дипкорпуса. В 1923 году согласно справочнику «Вся Москва» дом значится занятым Норвежским полномочным представительством, а уже в 1924 году президиум Моссовета закрепил дом за «Бюробином». В документе о закреплении указывалось, что дом использовался как «гостиница для иностранцев». В настоящее время здесь размещается посольство Австралии.
Реставрация (2011–2013)
Лауреат конкурса «Московская реставрация — 2013»: За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ; За лучший проект реставрации/приспособления.
В 2011–2013 годах ГлавУпДК при МИД России выполнило ремонтно-реставрационные работы на объекте. В ходе работ были проведены усиления фундаментов и несущих конструкций, полностью отремонтирована кровля всех строений, проведена реставрация фасадов, дверных и оконных заполнений.
В соответствии с проектом был полностью восстановлен в первоначальном виде световой фонарь главной лестницы, воссозданы утраченные обои стен второго этажа, восстановлена осветительная система. В полном объеме завершено благоустройство внутридворовой территории.
В целях сохранения исторического паркета первого этажа была запроектирована и смонтирована горизонтальная система отопления с попутным движением теплоносителя под потолком подвала с выпусками на первый этаж для подключения к приборам отопления.
На основании натурных исследований в интерьерах были раскрыты и частично воссозданы росписи стен и потолка в помещениях Столовой и Библиотеки. Деревянным элементам интерьера во всех помещениях был возвращен первоначальный цветовой облик. Многочисленные осветительные и скобяные приборы были отреставрированы.
Согласно замыслу Шехтеля были выполнены живописные панно на стенах Главного зала по эскизам В.Э.Борисова-Мусатова.