Жилой дом, 1806 г., сер. XIX в., 1910–1911 гг.

Лопухинский переулок располагается в самом центре Москвы в престижном районе Хамовники, между улицами Остоженка и Пречистенка. Название происходит от фамилии крупного домовладельца, поэта и гвардии поручика А. В. Лопухина, проживавшего здесь в начале XIX века.

Прогуливаясь здесь, стоит обратить внимание на элегантный двухэтажный особняк песчаного цвета под номером 5. История усадьбы ведет отсчет с середины XVIII века, когда здесь находились два владения: княгини И.И. Лутковской и полковника В.И. Лодыженского. В 1779 году участки были объединены после перехода в собственность купцов 1-й гильдии Алексея Лукича Михайлова и Федора Антоновича Кузнецова – «поверенных Московских и Санкт-Петербургской питейных и прочих сборов».

Уже в начале XIX века усадьба была застроена деревянными одноэтажными жилым домом с антресолями и сараем во дворе, однако вследствие московского пожара 1812 года все они полностью выгорели.

В 1817 года на пожарище был возведен каменный жилой корпус, а само владение вошло в состав большой усадьбы княгини Е.С. Шеховой, протянувшейся от Пречистенки вдоль Лопухинского переулка.

В середине 1840-х владение перешло в собственность князя Сергея Дмитриевича Горчакова, родственника знаменитого канцлера А.М.Горчакова и персонажа повести Л.Н.Толстого «Детство» (выведен под фамилией Корнаков). После этого здание приобрело доходную функцию и сдавалось в аренду. Так, с 1848 по 1851 гг. здесь проживал бывший вице-губернатор Москвы, действительный статский советник Петр Петрович Новосильцев.

С 1850-х годов начинается активная застройка участка: со стороны юго-восточного фасада появляется каменный трехэтажный объем с несколькими пристройками для лестниц и ретирад. В 1874 году владение приобретает купец и промышленник Иван Васильевич Щукин, отец знаменитого семейства меценатов и коллекционеров Щукиных, которые стали крупнейшими дарителями и заложили основы коллекций ГМИИ, Исторического музея и ряда других известных музеев.

В этот период во дворе усадьбы возводится одноэтажное здание оранжереи и разбивается небольшой сад с деревянной беседкой.

В конце XIX века усадьба относилась к Московскому Домовладельческому обществу, а в 1910 году владение приобретает «поселянин-собственник Саратовской губернии Никольского уезда селения Екатерининштадт» Я.А. Рекк, неутомимый застройщик московских переулков, основатель и директор одной из крупнейших домостроительных фирм в Москве – Московского торгово-строительного общества. По его решению проводятся капитальный ремонт главного дома с устройством балкона на железных балках, а уличный фасад получил новую декоративную отделку в стиле неоклассицизма. Здание было преобразовано в особняк «для двух богато отделанных квартир», которые успешно сдавались вплоть до 1918 года.

В последующие два десятилетия после Октябрьской революции на территории усадьбы находилось Общество политкаторжан и при нем Музей каторги и ссылки. В 1960-х годах в строении под номером 1 разместилось посольство Боливии, а в настоящее время здесь располагается посольство Республики Кения.

1
2
3
4
5
6
7

Реставрация (2023)

В 2023 года Департамент капитального строительства ГлавУпДК совместно со специализированными подрядными организациями провели полную реставрацию фасадов здания.

Были удалены современные окрасочные и отделочные слои, а также органические отложения. Удалось восстановить штукатурный слой цементно-известковым составом, аналогичным историческому, а вся поверхность стен вновь отделана с применением современных реставрационных материалов.

Был отреставрирован тянутый декор: карнизы аттиков и боковых парапетных стенок и парапетной балки на фасаде, венчающий карниз и архитрав, профилированное обрамление окон, плоский поясок бокового ризалита и тяги пилонов. Кроме того, были произведены работы по лепному декору: барельефу над дверьми главного входа, венкам, картушам, розеткам, гирляндам, пальметтам и сандрикам, карнизам с иониками, пилястрам ионического ордера, вазонам аттиковой стенки.

Окраска фасадов, пилонов ворот и архитектурных деталей произведена согласно первоначальному колористическому решению.