Городская усадьба В.Н.Грибова

Хлебный переулок, дом 15, стр. 1
Год постройки:
1911
Архитектор:

История элегантного особняка светло-желтого цвета, расположенного в Хлебном переулке под номером 15, берет свое начало в первой половине XVIII века. По сведениям «Переписных книг г. Москвы» того времени, усадьба общей площадью свыше 600 квадратных метров сложилась из нескольких дворов князя Ивана Семеновича Барятинского.

В 1755 году владение переходит в собственность прокурору Афанасию Леонтьевичу Офросимову, который значительно увеличил его территорию: в западной части двора раскинулся сад, а восточная часть была застроена деревянными угловыми флигелями.

После пожара 1812 года новыми хозяевами усадьбы становятся полковник и кавалер Александр Павлович Афросимов с братьями, и в последующие три десятка лет никакого строительства не велось. В 1893 году двухэтажный дом переходит в собственность титулярного советника Ионасону Семеновичу Бурцеву, однако коренные перемены с владением произошли уже в начале XX века.

К тому времени облик этой части города – Занеглименья – составляли крупные усадьбы московских аристократов и крупной буржуазии. В 1909 году владение было куплено потомственным почетным гражданином Владимиром Назаровичем Грибовым, одним из собственников фирмы «Н. Ф.  Грибов и сыновья», торгующей бумажным товаром. По заказу нового хозяина, вскоре началось строительство «каменного двухэтажного с полуподвалом барского особняка».

По некоторым сведениям, Грибов, воспитанный в консервативных купеческих традициях, не одобрял новомодных архитектурных веяний и потому хотел выстроить дом «как раньше», в стилистике московского ампира и в подражание дворянству. В качестве «образцового» Грибовым был выбран особняк князя Н.С. Гагарина на Новинском бульваре — великолепное творение архитектора О.И.Бове, ныне, к сожалению, утраченное.

Для реализации своих планов он пригласил архитектора Бориса Великовского.

Инженер и архитектор Великовский сегодня малоизвестен, однако в начале XX века из его мастерской вышли многие проекты, в том числе известные дома И.Е.Кузнецова и Госторга на Мясницкой (дома №15 и №47). Из нее же вышли братья Веснины, участвовавшие в реализации многих проектов Великовского. Ещё архитектор славился умением найти общий язык с заказчиком и максимально точно воплотить в жизнь его пожелания. Так было и с домом Грибова. Списанный почти точь-в-точь с особняка Гагарина, он, тем не менее, сумел обрести собственный облик и характер.

Новый жилой дом представлял собой здание в неоклассическом стиле с роскошным декором интерьеров и фасада: ампирным портиком из восьми парных ионических колонн и львами перед входом.

Поражал воображение и разнообразный лепной декор на фасаде сооружения, где расположились барельефы по античным сюжетам, орнаменты карнизов и сандриков окон. Интерьер особняка оформлен в классическом стиле. На потолок были нанесены элегантные росписи, изображающие античных граций в овальных медальонах, а на стены – изящная декоративная лепнина. 

После 1917 года усадьба была национализирована. В последующие два десятилетия здесь находились мастерские Института Военной Картографии Военно-топографического управления Красной Армии и советская партийная школа, а, начиная с послевоенных лет, – резиденция посла королевства Бельгии.


    

Особняк Грибова в Хлебном переулке
Слева фото особняка Гагариных, который послужил прообразом особняка Грибова (справа)