Городская усадьба, XIX–XX вв.
После пожара 1812 года Москва стала отстраиваться заново. К концу первой четверти ХIХ столетия город заполнился особняками в стиле ампир - камерными, уютными, с невысоким портиком из четырех или шести колонн, отчетливо выступающих на фоне темно-желтых стен. Это была, можно сказать, "типовая застройка" того времени.
Небольшой одноэтажный особняк в конце Хлебного переулка – изначально также представитель «московского ампира» – был построен в 1815 году. Возможно, он не привлек бы к себе внимания, если бы не принадлежал какое-то время Алексею Николаевичу Верстовскому, замечательному русскому композитору, управляющему «московской театральной конторой». В его ведении находились Большой и Малый театры.
Увлекшись примадонной императорского Малого театра Надеждой Васильевной Репиной, Алексей Николаевич сразу же предложил ей руку и сердце. Обладавшая выразительным драматическим сопрано, Надежда Васильевна играла в домашних водевилях и исполняла изумительные романсы мужа. Верстовский был на десять лет старше своей жены, которую боготворил и часто баловал подарками. Одним из них и стал особняк в Хлебном переулке, купленный в 1860 году.
С тех пор здание не раз достраивалось и видоизменялось. В 1887 г. жена коллежского секретаря М.Д. Колокольцева достраивает главный усадебный дом до границы с соседним, восточным участком. Сохранившаяся до нашего времени одноэтажная каменная пристройка, с подвалом и световым фонарем над коридором, была возведена по проекту архитектора И.Елагина.
В 1909 г. участок приобретен женой почетного гражданина Сарой Кейли Абрамовной Калиной, которая пристроила со стороны главного фасада зимнюю террасу и заново отделала интерьеры. Кроме этого здание дополнили пристройкой, увеличившей сзади парадные сени, а во дворе устроили ограду в оригинальных даже для модерна скульптурных пилонах (арх. А. Зелигсон).
Тем не менее в целом особняк сохранил историческую объемно-пространственную композицию, отделку фасадов и художественное убранство интерьеров. Его фасады сочетают элементы первоначальной ампирной композиции и отделки с наслоениями более поздних деталей и добавлением пристроенных частей в формах эклектики и неоклассики. В целом, фасады особняка составляют выразительный и достаточно целостный архитектурный образ, характерный для особенной «старомосковской» застройки района арбатских переулков и Поварской.
Неповторимость облику особняка придают такие детали, как эркер зимнего сада в центре главного фасада и примыкающая к нему чаша фонтана с грифонами и львиной маской. Завершает композицию лепной герб, в котором теперь вместо традиционных инициалов владельцев помещался герб страны-арендатора.
Эркер зимнего сада стал своеобразной «визитной карточкой» дома. Формы элементов фасада — ионические капители колонн, карниз с сухариками полностью соответствуют стилистике неоклассицизма.
В некоторых декоративных элементах отделки 1909 г. проявился стиль модерн. К нему относится камин в кабинете, облицованный «муравлеными» изразцами и имеющий сходство с каминами «абрамцевского» производства. В формах модерна выполнены две четырехстворчатые остекленные двери, ведущие из большой гостиной в малую гостиную и зал. В зале, соединенном широким проемом с многогранным эркером зимнего сада, использованы декоративные и планировочные принципы архитектуры начала XX столетия.
В целом интерьер парадных комнат дома носит эклектичный характер с использованием элементов классицизма. В сенях и малой гостиной сохранились мраморные камины с зеркалами. Проемы между залом и малой гостиной и между большой гостиной (или столовой) и зимним садом украшены колоннами с ионическими и композитными капителями. Сохранились старые филенчатые двери, частично с приборами, двупольные остекленные двери зала, имеющие наличники с ушами, а также многие окна в доме, частично с первоначальными приборами. Большую ценность представляют наборные паркетные полы с контурными фризами.
C 1924 года особняк закреплен за «Бюробином» и с тех пор используется для посольских нужд. В 1999 году в доме отметили двухсотлетний юбилей Верстовского. На праздничный вечер пригласили российских музыкантов, зарубежных гостей - в гостиной, как и в прежние времена, стоял рояль.
Реставрация (2013)
Приз конкурса «Московская реставрация-2013» в номинации «За лучший проект реставрации/приспособления»
Основной объем реставрации пришелся на фасады зданий и ограду — как наиболее сохранившиеся и ценные элементы.
Были воссозданы ранее утраченные элементы декора фасада, в частности рустованная пилястра на пристройке 1817 г. (по аналогии с сохранившимися элементами).
Кафельная облицовка цоколя была заменена на облицовку из белокаменных плит.
Выполнена реставрация столярных оконных и дверных заполнений, столярные изделия с крайне высоким процентом утрат были заменены на новые, изготовленные по индивидуальному заказу.
Все ценные декоративные элементы интерьеров — камины, колонны, деревянные элементы, лестницы, паркетные полы были отреставрированы на своих местах, а более позднее паркетное покрытие, выполненное в советские годы, было заменено на паркетное покрытие по историческим аналогам.
В рамках реконструкции и приспособления объекта культурного наследия были выполнены работ по замене морально и физически устаревших инженерных коммуникаций, выполнен комплекс мероприятий по усилению фундаментов и стен строений, а также устройству гидроизоляции.
С особой осторожностью были выполнены работы по реконструкции инженерных сетей главного дома, так как основной объем конструктивных элементов здания выполнен из дерева. Выполнение работ по сварке, сверлению и пр. проводилось с соблюдением всех возможных мер безопасности.
Отдельно необходимо отметить сложнейшие конструктивные работы по замене перекрытия над 1 этажом главного дома, которые было выполнено с применением деревянных конструкций (как и было исторически), а также замене нижнего и верхнего венцов бревенчатых стен (которые были повреждены гнилью) на кирпичную кладку.
Выполнена реконструкция кровли с заменой части стропильной системы, стальной кровли и обрешетки.
Все деревянные конструктивные элементы были подвергнуты многослойной обработке специальными огнезащитными составами, а также составами, препятствующими процессам гниения и поражения плесенью и насекомыми.
Историческая справка
Домовладение оформилось в современных границах и приобрело существующую прямоугольную конфигурацию с 1836 г.
Главный дом усадьбы (одноэтажный, деревянный), стоящий в глубине двора, главным фасадом обращенный к Хлебному переулку, был выстроен при надворном советнике С. Ф. Потресове после в 1815 г. Впоследствии (в 1834 — 1836 гг.) дом был увеличен за счет антресолей и мезонина в три окна.
В 1840 г. застройку дополнилась двумя деревянными нежилыми флигелями по красной линии Скатертного переулка, позже одна из построек будет переделана в жилой дом.
В 1887 г. жена коллежского секретаря М.Д. Колокольцева достраивает главный усадебный дом до границы с соседним, восточным участком. Сохранившаяся до нашего времени одноэтажная каменная пристройка, с подвалом и световым фонарем над коридором, была возведена по проекту архитектора И.Елагина.
В 1909 г. участок приобретен женой почетного гражданина Сарой Кейли Абрамовной Калиной, которая пристроила со стороны главного фасада зимнюю террасу и заново отделала интерьеры. Кроме этого здание дополнили пристройкой, увеличившей сзади парадные сени, а во дворе устроили ограду в оригинальных даже для модерна скульптурных пилонах (арх. А. Зелигсон).
После 1917 г. усадьбу занимали дипломатические представительства, а именно: в 1920-х гг. находилась Датская миссия, потом, до 1941 года, Германское торговое представительство и военный атташе посольство Германии, в настоящее время — здание находится на реставрации.
Значительных перестроек в эти годы в здании не производилось, хотя особняк подвергался ремонтам с расширением подвала, заменой полов и установкой отдельных перегородок в основном этаже.
Во всех парадных помещениях имеются потолочные профилированные карнизы и потолочные розетки, относящиеся уже к 1910-м гг.Подвал дома включает несколько первоначальных помещений в правой части старинного ядра дома. Одно из них перекрыто полуциркульным сводом и служило кладовой, другое имеет угловые печи со скошенным зеркалом. В кирпичной кладке стен цоколя этой части здания встречаются большемерные кирпичи с клеймами «Д», относящимися к концу XVII века (вторичное использование этих кирпичей в постройке). В советское время был углублен подвал. Под частью старого здания, перекрытия усилили кирпичными столбами также с использованием старых кирпичей с клеймами.
Ограда с воротами по Хлебному переулку выстроена в 1891 г. по проекту В. Мазырина и частично переделывалась в начале ХХ века.
Внутридворовая ограда, расположенная между калиткой и парадным входом, построена в 1909г. по проекту А. Зелигсона. Ограда состоит из двух рядов каменных пилонов с металлическими заполнениями.