



Адрес: Большая Никитская, 56
Архитектор: Г. А. Гельрих
На рубеже XIX-XX веков Большая Никитская, как и многие другие центральные улицы Москвы, начала активно застраиваться комфортабельными особняками, окруженными садами.
Вдохновителем идеи нового архитектурного облика Первопрестольной – вместо возведения доходных домов в четыре-пять этажей – стал меценат Савва Иванович Мамонтов. В 1889 году предприниматель даже организовал «Северное домостроительное общество», чтобы построить в центре города гостиницу «Метрополь» и несколько вилл для последующей продажи, однако планам так и не суждено было сбыться из-за ареста Мамонтова за растрату денежных средств.
Тем не менее, задумка мецената получила поддержку у некоторых состоятельных граждан, одним из которых был Яков Александрович Рекк. Молодой предприниматель, учредитель «Московского Торгово-строительного акционерного общества» работал с известнейшими архитекторами той эпохи (Л.Н. Кекушевым, Ф.А. Шехтелем, Ф.В. Валькоттом, Н.Г. Лазаревым), однако для строительства собственного дома выбрал специалиста немецкого происхождения Густава Андреевича Гельриха.
Само место для будущей усадьбы было выбрано неслучайно: еще в конце 18 столетия участок принадлежал семье дворян Наумовых и располагался между обеими Никитскими улицами. В глубине стоял главный дом: на Малую Никитскую смотрел парадный двор с флигелями, а на Большую Никитскую – сад с оранжереей. После пожара 1812 года владение разделилось на две части, и участок по Большой Никитской перешел в собственность статскому советнику А.А. Ушакову.
По изначальному замыслу Гельриха, на первом этаже особняка в англо-шотландском духе с жилым полуподвалом должны были находиться кухня, подсобные помещения и комнаты для прислуги, а на втором –небольшая гостиная и спальни. Однако уже в 1903 году участок был продан потомственной почётной гражданке Москвы Серафиме Дмитриевне Красильщиковой, супруге Фёдора Михайловича Красильщикова – директора Товарищества мануфактур «Анна Красильщикова с сыновьями» в Костромской губернии.
Проект дома был полностью переработан Гельрихом в соответствии с предпочтениями новой владелицы. Первый этаж стал исключительно парадным, второй – жилым; служебные помещения переместились в комплекс построек позади главного здания.
Уличный фасад приобрел стилистику франко-бельгийского модерна, а на боковых частях расположились тройные арочные. На верхнюю часть левого эркера была нанесена лепнина, а посередине двух лепных панно выполнена мужская и женская маски, обрамлённые цветами и стеблями растений. Главным акцентом особняка стал небольшой чешуйчатый купол над эркером.
После 1917 года овдовевшая Красильщикова переехала в Ниццу и обосновалась на вилле «Теодор», которую её муж построил до революции. Прежнее же владение на Большой Никитской было отдано под коммунальные квартиры.
В 1955-м усадьбу передали в ведение Управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД СССР (ныне ГлавУпДК при МИД России), и вскоре здание было приспособлено под нужды посольства. В частности, обновлённый вид получили фасады и помещения первого этажа, а второй этаж и полуподвал подверглись перепланировке. Все работы проводились мастерской № 4 Моспроекта под руководством зодчего В.Г. Гельфрейха.
В настоящее время здесь находится посольская резиденция.