Кира Сергеевна Лазарева-Станищева: «Когда мы были маленькими, мы и представления не имели, кто такой Федор Шехтель, знали только, что он архитектор»

26 ноября 2024

Особняки Зинаиды Морозовой, С.П.Рябушинского, Ярославский вокзал, кинотеатр «Художественный», скоропечатня Левенсона, МХТ им.А.П.Чехова эти и многие другие памятники архитектуры создал гений московского модерна Федор Осипович Шехтель. Он стал знаковым творцом своего времени и даже сегодня его работы вызывают истинное восхищение. Благодаря таланту ему удалось приступить к самостоятельной практике и получать заказы, не имея диплома архитектора. О продолжении творческой династии великого зодчего рассказала его правнучка Кира Сергеевна Лазарева-Станищева.

Автобиографическая справка:

Моя жизнь по-разному складывалась в искусстве. По образованию я художник-модельер, окончила Театральное художественно-техническое училище. После училища около трех лет трудилась костюмером во ВГИКе, готовила юных артистов к съемкам. Спустя время уехала в Якутск, устроилась художником по костюму в Государственный академический русский драматический театр имени А.С. Пушкина, где работала главным художником моя мама. Так сложилось, что в этот период я встретила своего будущего мужа, он был в Якутске на гастролях. По приезду в Москву мы решили связать себя узами брака, у нас родился прекрасный сын Федя.

После рождения сына попала в Московский художественно-производственный комбинат Росгосцирка в отдел головных уборов и проработала там до выхода на пенсию.

Не могу сказать, что я прирожденный художник как мои бабушка и мама. Но очень любила свою работу, можно сказать, что я была счастливым человеком, с радостью трудилась и с такой же радостью возвращалась домой. Как говорил Юрий Никулин: «Счастье, по-моему, — это когда вам утром очень хочется идти на работу, а после работы очень хочется идти домой. Это значит, у вас хорошо и дома, и на работе».

Сегодня же уделяю много времени своим творческим хобби: люблю вязать, писать маслом, конечно речь не идет о Большом искусстве, но удовольствие от процесса я, безусловно, получаю.

Кира Сергеевна, Вы правнучка мэтра архитектуры, гения русского модерна Федора Осиповича Шехтеля. Ценители архитектуры знакомы с его творчеством, по праву пополнившим копилку культурного наследия нашей страны. Для Вас он не просто профессионал и великий архитектор, а еще и близкий человек. Расскажите, пожалуйста, что Вы знаете о своем прадедушке, его характере, привычках? Каким он был дома?

Когда мы были маленькими, мы и представления не имели, кто такой Федор Шехтель. Знали только, что он архитектор. Бабушки не стало, когда мне было всего 7 лет, я была маленьким ребенком, но мне хорошо запомнились рассказы сестры моей бабушки Китти. По её воспоминаниям Федор Осипович души не чаял в своих детях. Когда был в заграничных командировках, писал им очаровательные письма: «Верýшка, что же ты мне не пишешь, Китти с Левушкой уже мне написали. А ты где-то ходишь и пропадаешь».

К работе он относился также трепетно. Например, чтобы не отвлекаться на приемы пищи просил оставлять ему еду под дверью. Также Китти рассказывала, как он обыгрывал Наталью Тимофеевну Жегину (супруга Федора Осиповича) во время парной игры на рояле. Его захлестывали эмоции! Видимо сила этого темперамента и определила его работоспособность. Сколько он творил, это ведь уму непостижимо! Более 60 домов и это только в Москве, художественные альбомы, иллюстрация московских газет, юмористических журналов, театральных афиш как он все успевал!

«Это был фонтан жизнерадостности, почти беспечного наслаждения жизнью, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского», так писал о Федоре Шехтеле его племянник Николай Попов. Он был очень эмоциональным, живым, феноменально талантливым. Кстати говоря, моя мама и бабушка пошли в него (прим. смеется).

Помимо того, что он отлично рисовал и превосходно играл со стилями, он и обладал совершенно техническим складом ума. Кондиционеров и современных систем вентиляции и многих других инженерных решений в то время даже не было, а в его домах они уже были. Прогрессивный ум, превосходное знание истории архитектурных стилей ̶ ему удалось успешно самообразоваться!

Какой из особняков прадеда вызывает у Вас самые теплые чувства?

Самый мой любимый дом это, конечно же, особняк на Ермолаевском, 28, который он построил для себя и своей семьи. Это совершенно необыкновенный, очаровательный, уютный, небольшой дом. Федор Осипович писал: «Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Кстати, на входе дома мозаикой выложены ирисы, которые любила Наталья Тимофеевна, и год рождения бабушки.

Вы человек искусства, правнучка поистине великого зодчего, Ваш сын также пошел по стопам своего прапрадеда. Согласны ли Вы с тем, что присутствует некая красная нить, связывающая поколения Вашей семьи? Как проявляется этот унаследованный творческий дух?

Разумеется, мои мама и бабушка были очень хорошими художниками, поэтому однозначно генетика играет важную роль. Федя связал свою жизнь с архитектурой, как и прапрадед. Можно сказать, что мне удалось ему привить любовь к архитектуре (прим. смеется).

Внук же Артём в детстве любил рисовать, но выбрал другую стезю. Самое смешное, что на всех его детских рисунках у каждого персонажа был какой-то головной убор. А как же, у бабушки ведь головной убор обязателен! (прим. смеется). Будучи подростком, он начал ковать потрясающие мечи, в кузню ходил, изучал, как делать катаны, сейчас же пробует себя в ювелирном деле. Главное, что ему хочется делать что-то своими руками.

Уверена, что у вас есть семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Расскажите, пожалуйста, о них. Проводите ли мероприятия, посвященные творчеству Вашего прадеда?

В Новый год, когда мы наряжаем елку, обязательно жду Тёму или Федю, чтобы они повесили елочную игрушку в виде полумесяца, которую сделал Федор Осипович.

Кроме этого, друг нашей семьи, саратовский архитектор Андрей Мушта, с которым мы знакомы много-много лет, изучил семью Федора Осиповича вплоть до его прапрадедов, то есть фактически до первых немцев, которые приехали в Россию. Он рассказывал нам такие удивительные истории, например, какие вина делали Шехтели и т.д. Ему удалось разобраться во всех генеалогических хитросплетениях нашей семьи, он безумно хотел закончить свою книгу о семье Шехтелей и Жегиных, но, к сожалению, не успел.

Как вы относитесь к современной архитектуре? На Ваш взгляд может ли современность гармонично сочетаться с культурным наследием?

Несомненно, архитектура не стоит на месте. Недавно я была очень удивлена, когда наткнулась в социальных сетях на фотографию необычного стеклянного здания в форме лимона. Я сразу отправила это Феде, мне было интересно узнать его мнение. Оказалось, что это заслуги искусственного интеллекта, который может генерировать картинки по запросу. Хочу сказать, что такие объекты поражают своей необычайностью. Возможно, в будущем архитекторы начнут строить именно в таком формате.

Но, несмотря на это, современная архитектура, на мой взгляд, не сочетается с объектами культурного наследия. Последнее же ассоциируется больше с историей и ценностями, а не началом чего-то нового.

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке объект культурного наследия федерального значения, и один из шедевров раннего московского модерна. Сейчас в особняке располагается Дом приемов МИД России. Как вы относитесь к тому, что сегодня некоторые особняки выполняют другие функции, например, в них располагаются рестораны, арт-пространства, клиники?

Охрана и возрождение памятников истории и культуры ̶ важная задача. В Подмосковье множество опустевших и полуразрушенных усадеб, которым требуется реставрация. И видя их плачевное состояние, ты понимаешь, что на самом деле не важно, в каких целях оно будет использоваться, главное ̶ суметь сохранить эту красоту. Будь это клиника, магазин или ресторан, любой объект требует больших вложений, и мы это понимаем.

Кира Сергеевна, наверняка Вы знакомы с шедеврами других архитекторов. Какие особняки или каких архитекторов можете выделить?

Например, работы Дмитрия Николаевича Чичагова: Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко (ул. Воронцово Поле, 12); Доходные дома на Пятницкой, 8 и 10; Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке (Подсосенский пер., 21), а также творчество Льва Кекушева.

Если бы Шехтель жил сегодня, как Вы думаете, для кого бы он строил и в каком бы стиле он предпочитал работать?

Я думаю, что он был бы мастером современности, представителем уникального стиля, ведь для своего времени он и так стал авангардистом.