Городская усадьба XVIII - XIX вв. Лодыженских-Загряжских-Рукавишниковых

Денежный переулок, дом 3, стр. 2
Год постройки:
1830
Архитектор:
Стиль:
Классицизм

Денежный переулок располагается в самом сердце столицы, в районах Хамовники и Арбат. Свое название улица получила по существовавшей здесь слободе денежных мастеров Государева Монетного двора (граверы и чеканщики монет). В наши дни переулок в целом сохраняет исторический облик городской среды второй половины XIX – начала XX веков.

Одним из зданий, составляющий характерный архитектурный ансамбль улицы, является городская усадьба Лодыженских – Загряжских – Рукавишниковых под современным номером 3 (строения 1 и 2). Этот участок еще с 1770 года находился во владении семьи Лодыженских, представителей древнего (с XIV века) и обширного боярского/дворянского, впоследствии княжеского рода.

Главный дом усадьбы в два этажа с антресолями был возведен не позднее 1787 года, а примыкавший к нему с запада одноэтажный дворовый флигель – в 1789-1790 годах.

Усадьба не пострадала в пожаре 1812 года, и спустя несколько лет во владение участком вступила супружеская чета – генерал-лейтенант граф Осип Осипович (Октавий) де Кенсон, французский роялист, сражавшийся в рядах русской армии против «узурпатора», а по возвращению во Францию после реставрации получивший титул пэра и княжна Дарья Петровна (урожденная Одоевская). Однако после смерти княжны Дарьи, которая не прожила и 32 лет, граф удалился в тульское имение, где занялся благотворительностью, а дом и флигель сдавали внаем.

Через два десятилетия участок перешел в собственность капитана Дмитрия Ивановича Микулина, поделившему его на две неравные части. Большая была продана государственному Департаменту уделов, а флигель с оставшейся землей приобрела Надежда Андреевна Загряжская, представительница ещё одного древнего и влиятельного рода, из которого, в частности, вышла Наталья Николаевна Гончарова, жена Пушкина.

Во второй половине XIX века владельцами усадьбы стали супруги купеческого звания Рукавишниковы. В 1911 году началась реконструкция главного дома и флигеля под руководством архитектора В.П. Дриттенпрейса. Последний известен больше как художник-символист, участник объединений «Голубая роза» и «Мир Искусства», неоднократный иллюстратор журнала «Золотое руно». Тем интереснее то немногое, что сохранилось от его архитектурного наследия.

Дриттенпрейс достаточно деликатно подошёл к поставленной задаче, сохранив оформление фасадов 1830-х годов в уровне первого и второго этажей главного дома, а вот флигель (строение 2) получил более скромный, но обновленный декор.

Вплоть до 1980-х годов во всех постройках владения располагались жилые квартиры. В 1990-х флигель был отремонтирован, в результате чего полностью изменился его внешний облик и внутренняя планировка.

В настоящее время здание находится в хозяйственном ведении ГлавУпДК при МИД России.

 

1
2

Реставрация (2022)

Лауреат конкурса «Московская реставрация-2022» в номинации «Городские усадьбы» за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ.

В 2022 году ГлавУпДК при МИД России провело комплексную реставрацию усадьбы.

Так, в ходе восстановительных работ были укреплены фундамент и стены здания, очищены от слоев краски и ржавчины стальные конструкции, усилены (путем протезирования) деревянные стропила и чердачное перекрытие. Была полностью заменена кровля, модернизированы системы вентиляции и отопления, установлены новые оконные блоки из клееной сосны с двухкамерными стеклопакетами и новые дверные проемы.

Интересно, что при разборке потолка специалистам удалось обнаружить лепнину и розетки из папье-маше, которые были заменены аналогичными гипсовыми. Также при разборке пола второго этажа выявился щитовой паркет, а в восточном тамбуре – метлахская плитка начала позапрошлого века.

Фасады были расчищены от деструктивной штукатурной отделки и дополнены утраченными элементами декора – венчающего карниза и цоколя. Стены были выкрашены сочной охрой с выделением белым цветом замковых камней, сандриков и карнизов.

Восстановительные работы Предприятия были отмечены премией «Московская реставрация – 2022».