![](/upload/resize_cache/iblock/d79/3mjauywkdrf0ol04ybff5n015gkzdpmn/1048_600_1/DSC_0778-_1_.jpg)
В преддверии 230-летия со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова мы поговорили с Алексеем Чертковым, доцентом Дипломатической академии МИД России, кандидатом исторических наук, председателем Совета Фонда культурного наследия А.С.Грибоедова о наследии А.С.Грибоедова и его дипломатической миссии в Персии.
Изучение наследия А.С.Грибоедова открывает многогранность его таланта. Взгляд вдумчивого современного читателя, устремленный к его творчеству, обнаруживает в Грибоедове не только литературного классика и дипломата, но и экономиста, востоковеда, пианиста, композитора, оставившего неизгладимый след в культурной и интеллектуальной жизни своих современников и последующих поколений.
Алексей, Вы с группой единомышленников объединены в стремлении популяризации наследия А.С.Грибоедова, сохранении той малости культурных ценностей, оставшихся после его гибели. Вы также известны как автор монографии «А.С.Грибоедов. Начало. Персидская миссия 1818–1823 гг.». Расскажите, что побудило Вас заняться изучением личности великого русского дипломата и драматурга?
История действительно интересная — грибоедовской тематикой меня увлекли мои студенты. Они задумали к 220-летию со дня рождения А.С.Грибоедова реализовать просветительский смарт-моб проект «Грибоедов жив!»: мы собрали 220 самых разных почитателей творчества драматурга – студентов, ученых, писателей – и по ролям озвучили «Горе от ума», разместили видео в социальных сетях. Наблюдая за тем интересом, с каким студенты отнеслись к прочтению знаменитого произведения, мне стало понятно – грибоедовский текст, вложенные в него смыслы находят отклик у современной молодежи. Затем я с удивлением для себя понял, что в большинстве своем люди довольствуются отрывочными знаниями о жизни Грибоедова-дипломата, мало что понимают об истинных движущих мотивах его поведения в критические для его судьбы моменты.
Личность Грибоедова — это целая Вселенная, изученная, но мало познанная. Ставшие, увы, избитыми клише в оценке его места в истории русской дипломатии, да и литературы, понимания значимости для него развития евразийского пространства имеют расхожее суждение даже в среде интеллектуалов. Люди довольствуются малым: Грибоедов — автор одной комедии, из-за своего несносного характера не нашел общего с персами, за что был убит в Тегеране. Так рассуждают люди, мало знающие причины грибоедовских поступков, обстоятельств его жизненного пути, его мыслей, устремлений, желаний, направленных на преобразование многих сторон российской действительности того времени. Эти обстоятельства я попытался отразить в своей книге, о которой вы упомянули.
Стократно был прав А.С.Пушкин, кстати, близкий друг дипломата, написавший в «Путешествии в Арзрум» такие прощальные строки о своем собрате по перу: «Люди верят только славе… Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и не любопытны...». После гибели Грибоедова в обеих столицах о нем горевали недолго, вскоре забыли. Вот поэтому Пушкин и придумал эпизод встречи с арбой, на которой везли гроб с телом дипломата — чтобы помнили!
Александр Сергеевич был «человеком необыкновенным» (это слова Пушкина), то есть столичная элита признавала эти качества Грибоедова и на своих ассамблеях открыто обсуждало его таланты, признавалась в любви к нему со всеми его положительными и отрицательными чертами характера, как-то: «меланхолический характер», «озлобленный ум», «добродушие». Между тем, все эти качества все равно создавали и в те времена образ Грибоедова «необыкновенно привлекательным». А ведь надо не забывать: среди них были не только преданные ему друзья-писатели, но и враги, соперники по литературному творческому процессу и не только.
Какие открытия Вам удалось сделать в процессе изучения дневников и других архивных документов, связанных с его творчеством и профессиональной деятельностью?
Путевые записки А.С.Грибоедова, ставшие основой моей книги, написаны лапидарным стилем: короткими предложениями, в которых много двоеточий, двусмысленностей, незаконченных фраз. Порой в них сложно найти связующие текст конструкции, смыслы. Исследователю надо буквально «продираться» сквозь частокол грибоедовских условностей и недоговоренностей, присутствующих в текстах записок.
Не стоит забывать, что Грибоедов писал свои дневниковые записи будучи на дипломатической службе, и он наверняка не мог быть уверен, что они не попадут в руки каджарских или английских резидентов. Этим я объясняю зашифрованность грибоедовских писем, сделанных в полевых условиях. Он ведь в постоянных разъездах и скитаниях в качестве секретаря «бродячей миссии» — так он называл себя — провел несколько лет.
Еще сложнее исследователю «продраться» сквозь описанные обстоятельства к пониманию личных переживаний секретаря дипломатической миссии Грибоедова, к тому, что на самом деле происходило у него на душе в тот период вынужденных «скитаний» между Санкт-Петербургом, Москвой, Тифлисом, Тегераном. Особенно это касается внутриличностного конфликта молодого человека, оказавшегося в сложнейших условиях – в эпицентре противостояния двух мощнейших держав – России и Персии, борьбе за влияние британской резидентуры в окружении шаха.
Примененный мной метод интеллектуального погружения в грибоедовские обстоятельства позволил сделать несколько открытий. Они касаются замыслов Грибоедова по созданию своего государства — своеобразного пространства талантливых и умных людей. Методика медиационного переноса автора в грибоедовские обстоятельства позволила обнаружить некоторые закономерности стиля его изложения дневниковых текстов, известного как «качели Грибоедова». Вот о чем идет речь: в дневниках А.С.Грибоедов часто делится переживаниями и эмоциями, без подробностей о службе, разведывательной деятельности. Даже если в начале текста он не жалует судьбу или упоминает несносные условия жизни, рисует свои впечатления мрачными красками, то следом мы непременно обнаруживаем светлые, позитивные смыслы.
Принципы ориентализации пространства свойственны грибоедовскому травелогу. В нем прослеживается фатальная дуальность самоидентификации дипломата, нащупывается двойственность его положения как литератора и чиновника, исполнявшего свои служебные обязанности в качестве секретаря русской миссии, а затем и министра-посланника Российской империи в Персии. Несомненно, все это отложило отпечаток на содержании грибоедовского стиля дневникового письма.
Дипломат в Персии запечатлел неприемлемые взгляду просвещенного европейца картины восточного деспотизма: «горсть бриллиантов, засунутая в рот поэту», «резаные уши и батоги при мне», «блуждалище персидских неправд» и многое другое. Впоследствии этот взгляд будет ставиться в вину Грибоедову, как недозволительный колониальный паттерн.
Поговорим о роли и значении А.С. Грибоедова в истории российской дипломатии. Каковы были его успехи на этом поприще?
Это один из сложнейших вопросов. Мы — увлечённые Грибоедовым исследователи, верим в его абсолютную непогрешимость и считаем, что он настоящий герой Отечества, погибший с оружием в руках …. Такие герои нужны нашему времени. Но есть и обывательский взгляд на последние эпизоды жизни Грибоедова, связанные с обстоятельствами его смерти. В вину Грибоедову ставятся якобы допущенное им пренебрежительное отношение к традициям каджарского двора. Например, он позволял себе сидеть в присутствии Фетх Али-Шаха, утомляя его разговорами, «топтать персидские ковры» — не снимал обувь, как это было принято при входе на аудиенцию к правителю династии. Придворные предпочитали бы общаться со слабохарактерным главой русской миссии Мазаровичем, вымаливавшим у шаха преференций для России, в низкопоклонческих стремлениях целовавшего руку персидскому правителю.
Грибоедов был иным. Долгими разговорами он не просто «утомлял» шаха, а гнул свою линию, добивался лучших переговорных позиций, выгодных России. Каджары же выбрали иную тактику: уклонялись от прямых ответов, оставляли пути для маневра, держали многозначительные паузы. Требования начальников Грибоедова, прежде всего управляющего иностранной коллегией К. Нессельроде, диктовали дипломату иную линию поведения: добиться во чтобы то ни стало уплаты Персией контрибуции России в размере 20 миллионов рублей по условиям Туркманчайского мирного договора 1828 года. Сделать это было невозможно: финансовое состояние Персии, побежденной в сражениях с русской армией, находилось в упадке. По сути Грибоедов был поставлен в положение победить, т.е. добиться уплаты контрибуции или умереть.
А в том, что он «топтал персидские ковры», кстати, это грибоедовское выражение, «виноват» проконсул Кавказа генерал Алексей Ермолов, оказавший на Грибоедова большое влияние. Молодой дипломат много общался с генералом и даже слыл его любимчиком. Он то и привил ему мысль, что русские добились такой привилегии — не снимать обувь в резиденции правителя каджаров. Такой привилегии не было ни у одной другой дипломатической миссии, расквартированной в Тавризе.
Хулителям поступков Грибоедова стоит напомнить: он получил блестящее образование, являлся кандидатом права, превосходно владел несколькими языками, в том числе персидским, постоянно изучал историю и культуру этой страны. И как один из авторов Туркманчайского мирного договора дипломат уж точно знал, что он может требовать как министр-посланник — законный представитель победившей (российской) стороны исходя из его условий, а что лежит вне содержания трактата.
Поговорим об исследовании персидской миссии, в ходе которой Александру Сергеевичу удалось добиться вызволения из плена более 150 русских, которых к тому же удалось сопроводить их на родину. Как думаете, благодаря каким качествам удалось это осуществить? Какие дипломатические методы он использовал для достижения своих целей?
По условиям Гюлистанского мирного договора 1813 года, оформившим условия победы русской армии в многолетней русско-персидской войне, Россия получила право вернуть плененных персами своих солдат — сарбазов. То было первый пример цивилизованного возвращения комбатантов на родину. Грибоедов со свойственным ему энтузиастом взялся набрать отряд и в пешем порядке добраться с ним до Тифлиса, где находился штаб армии.
Однако, несмотря на подписанные договоренности, каджарский двор всячески препятствовал грибоедовскому замыслу: людей похищали, подкупали, переманивали, не обеспечивали питанием, охраной, а то и закидывали камнями. Грибоедова оставили один на один с проблемой, имеющей тогда важное значение в деле обмена военнопленными. Именно тогда, в августе 1819 года Грибоедов дал себе клятву помочь солдатам, о чем записал в своем дневнике: «Голову мою положу за несчастных соотечественников...».
Только благодаря мужеству и настойчивости Александра Сергеевича на родину вернулся первый отряд русских пленных в составе более 150 человек. Такого не удавалось сделать даже генералу Ермолову, также пытавшемуся вызволить своих солдат.
Да, в Гюлистанском договоре 1813 года были прописаны правила соблюдения безопасности дипломатических миссий, которые в последствии персами были нарушены. И Грибоедов, как юрист прекрасно знал об их содержании, а как министр-посланник Российской империи в Персии опирался на эти свои знания межгосударственных правовых отношений. Даже невзирая на наличие подписанного соглашения о безопасности дипломатов, каджарский двор в 1829 году решил избавиться от ненавистного им Грибоедова.
Благодаря усилиям Грибоедова в тексте Туркманчайского мирного договора были прописаны условия возвращения армянских семей из персидского плена. Армянские историки изучили процесс переселения армян, в результате чего под покровительством русской армии были спасены от уничтожения сотни тысяч армянских семей. Недаром в столице Армении установлен памятник Грибоедову. А в Грузии люди называют его «зятем грузинского народа». Вот такого евразийского масштаба был человек!
Александр Сергеевич, в первую очередь, был дипломатом и государственным деятелем или все-таки литератором?
Исторически так сложилось, что Грибоедова у нас в стране больше знают как автора бессмертной комедии «Горе от ума». О дипломатической стороне его биографии в силу вышеназванных обстоятельств предпочитали распространяться мало. В идентификации принадлежности его по роду занятий, профессии Грибоедов — прежде всего кадровый дипломат, находившийся на государевой службе в Коллегии иностранных дел Российской империи. По сравнению с другими поэтами-дипломатами (в том числе «архивными юношами») он не зарабатывал на жизнь сочинительством, а лучшие годы посвятил служению Отечеству. В грибоедоведении утверждается симпатичный термин о нем, как о «дипломате с душой поэта».
Что можете сказать об отношениях А.С. Грибоедова с А.С. Пушкиным? Крепкая дружба или соперничество?
Действительно, два гения русской литературы творили в одно время. Их связывала крепкая дружба. Соперничества между ними не было. Весьма интересно, что судьба сводила их постоянно, словно давала возможность делиться своими достижениями, а то и сверять планы. Судите сами: знакомы они были еще с дворовых компаний в районе Елоховского собора, одновременно поступили на службу в Коллегию иностранных дел, написали великие произведения «Евгений Онегин» и «Горе от ума», в одних салонах обсуждали свои сочинения, строили планы путешествовать по Европе, обстоятельства их венчаний на молодых невестах также имеют схожие происшествия. Это была дружба молодых людей, увлеченных творчеством, переживаниями за судьбы Отечества, поиска своего места в предложенных непростых обстоятельствах, в которых каждый из них пребывал.
Вы ˗˗ председатель Совета Фонда культурного наследия А.С. Грибоедова, расскажите подробнее об истории его создания?
Свою деятельность мы начали с создания «Арт-Грибоедов-Клуба», который объединяет друзей, художников, литераторов, певцов, музыкантов, модельеров. Сложились отличные отношения с библиотекой №1 имени А.С. Грибоедова и ее замечательными сотрудниками, которые поддержали идеи клуба. Библиотека стала площадкой для первых мероприятий: показа коллекций исторической моды, Грибоедовского бала, литературно-музыкальных вечеров. Официально фонд был зарегистрирован как юридическое лицо в 2018 году, и пользуясь случаем, я выражаю свою благодарность всем почитателям таланта А.С.Грибоедова, поддерживающих наши начинания.
За эти годы нами были осуществлены ряд масштабных проектов: выставки документов и материалов «Грибоедов жив» и «Преданный вам Грибоедов», международная научно-практическая конференция «Евразийская дипломатическая миссия А.С. Грибоедова», «Литературно-дипломатический эксплораториум "Александр Грибоедов"». Нами разработаны и прошли апробацию историко-приключенческие квесты «Грибоедов — Джеймс Бонд ХХI века», проводятся экскурсии по грибоедовским местам столицы, устраиваются Грибоедовские балы, литературные вечера и конкурсы. Для сбора материалов были снаряжены научные экспедиции в Иран, Грузию, Армению — в места службы дипломата.
Достаточно ли, на Ваш взгляд, осведомлена молодежь о значении А.С.Грибоедова и его вкладе в развитие русской дипломатии и литературы?
Поделюсь своим наблюдением. К нам часто обращаются родители учеников с просьбой провести экскурсии по грибоедовским местам. Так как в Москве — родине Грибоедова — нет его музея или постоянной выставки, многих удивляет этот факт. Мы вынуждены пешим порядком в зной и стужу бродить с учениками по заповедным улочкам старой столицы, изучать то малое, что осталось нам от грибоедовских времен.
В школе учащиеся заняты в основном анализом текста комедии «Горе от ума». До биографии и особенно деталей дипломатической службы Грибоедова дело не доходит. Вижу с каким интересом молодежь внимает рассказам, вникает в подробности обстоятельств биографии дипломата. Для них он открывается с новой стороны, а их у Грибоедова действительно превеликое множество.
В Москве должен быть музей Грибоедова. И не только потому, что он родился здесь, писал свое главное произведение, но и в силу значения его подвига во имя Отечества, вклада в русскую литературу. Смерть Грибоедова — единственный в истории России пример, когда дипломат, величайший ее сын погиб с оружием в руках, защищая русское посольство — территорию своего государства.
В 2025 году будет отмечаться 230-летняя годовщина со дня рождения великого русского поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Алексей, расскажите, пожалуйста, какие мероприятия планируются в этой связи?
Недавно состоялось знаковое для нашего дела событие — передача фонду исторических документов из личных дел А.С.Грибоедова из хранилищ Архива внешней политики Российской империи. Анализируем эти бесценные свидетельства дипломатической службы Александра Сергеевича, надеюсь, организуем выставку. В наших планах литературно-музыкальные вечера, научные сессии, посвященные юбилею классика, продолжим научные изыскания. Будем организовывать работы по восстановлению элементов усадьбы С.Бегичева — ближайшего друга Грибоедова в Тульской области, в селе Грибоедово, где автор работал над своей бессмертной комедией.
Грибоедовская тема неисчерпаема. Она вдохновила нас расширить рамки своих проектов и затронуть еще более масштабную тему «Поэты-дипломаты XIX века на службе Отечеству».
Пройдут годы, сменятся поколения, но имя Грибоедова не будет забыто, оно навсегда вписано в историю нашего Отечества. Для нас, почитателей его таланта, Грибоедов не погиб в Тегеране, а выжил и продолжает свое сражение за лучшие умы России. В нашем интерактивном квесте «А.С. Грибоедов
—Джеймс Бонд ХIХ века» его участники, решая логические задачи, высвобождают окруженного разъяренными фанатиками русского посла и выводят его из разрушенного посольства. Даже в нашей интеллектуальной игре мы не допускаем мысли о кровавой расправе над нашим героем.