Пречистенская набережная, дом 29, стр. 1. Цветковская галерея

Год постройки: 1899-1901

Архитектор: В.М. Васнецов

Пречистенская набережная расположена на левом берегу Москвы-реки в районе Хамовники. Такое название набережной возникло в XVIII веке благодаря улице Пречистенка. В 1924 году вместе с набережной Храма Христа Спасителя была переименована в Кропоткинскую. В 1993 году набережной было возвращено её историческое название.

Прогуливаясь здесь, нельзя не обратить внимание на краснокирпичное здание, напоминающее сказочный древнерусский терем. Это бывший дом мецената и коллекционера живописи Ивана Евменьевича Цветкова. Почти всю жизнь он прослужил в Московском земельном банке, благодаря своему трудолюбию и большим способностям к точным наукам сделал там блестящую карьеру. После посещения Третьяковской галереи судьба Цветкова оказалась связана с искусством. Будущий меценат начал собирать картины, акварели, даже черновые наброски русских художников.

Вскоре его особняк в Кривоарбатском переулке уже не вмещал разросшуюся коллекцию, и осенью 1898 года Иван Евменьевич приобрёл пустопорожний участок близ Пречистенки, задумав там сооружение нового дома в русском стиле. Всю планировку он составил сам, а работы по проектированию и художественному оформлению были поручены художнику В.М. Васнецову.

Виктор Михайлович подошёл к заказу со всей ответственностью, и двухэтажное строение действительно стало напоминать боярские палаты XVII века, богато декорированные наличниками, широким поясом «поребрика», изразцовой мозаикой по фронтону и карнизам. Внутреннее убранство составляли деревянные резные сундуки и лавки, массивные люстры на потолке, точно копирующие новгородские паникадила эпохи Иоанна Грозного.

Изюминкой дома стала сама галерея, где были представлены работы А.П. Лосенко, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, В.Г. Перова, И.И. Крамского, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова И.И. Левитана и др. В залах вдоль стен размещались стеклянные витрины с акварелями и эскизами. В особняк на Пречистенской набережной стали приезжать видные деятели своего времени, а однажды здесь побывал лично император Николай II.

Жена Ильи Репина, писательница Н. Нордман-Северова так описала свои впечатления от посещения галереи: «Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. И. Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат – все приспособлено для нее… Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками».

В 1909 году коллекционер передал особняк и коллекцию в дар городу, оставив за собою право проживания в доме, его переделки по необходимости, а также возможность пополнения коллекции по своему усмотрению.

После кончины Цветкова (февраль 1917-го) строение отремонтировали и окончательно приспособили под музей. Несколько лет особняк даже являлся филиалом Третьяковской галереи, но затем коллекция перестала существовать как единое целое: какие-то произведения искусства были подарены провинциальным музеям, около сотни картин и рисунков остались в Москве.

Впрочем, через несколько десятилетий здание вновь прославилось: во время Второй мировой войны здесь разместилась французская военная миссия, предназначенная для приёма армейских частей, которые по соглашению стран антигитлеровской коалиции формировались в СССР для действий на советско-германском фронте. Среди них – эскадрилья – та, что стала впоследствии прославленным авиаполком «Нормандия – Неман». Во второй половине 40-х годов старый особняк переходит в ведомство УпДК (ныне ГлавУпДК при МИД России), и до недавнего момента тут располагалась резиденция военного атташе Франции.

Реставрация (2016)

Дом хорошо сохранился с момента постройки и соответствует первоначальному авторскому замыслу, поэтому реставрационные работы, предпринятые ГлавУпДК в 2016 году, касались только фасадов и кровли.

Были произведены вычинка и, по необходимости, замена лицевой части кирпичной кладки стен; расчистка от многочисленных наслоений и инъекционная обработка абсолютно всех швов. Кирпичный декор был окрашен в соответствии с историческими фотоматериалами. Заново оштукатурена и окрашена поверхность обрамления входа в здание, свод и внутренняя поверхность кладки парапета крыльца, внутренняя поверхность парапета балкона.

Работы по реставрации изразцов начались сразу после окончания работ по кирпичной кладке и сезонного просушивания фасадов. Несколько утраченных и сильно повреждённых изразцовых фрагментов были изготовлены заново по аналогам, остальные (деструктированные черепки и глазурь) на месте расчищены, законсервированы и докомпонованы. На заключительном этапе восстановленную керамику покрыли защитным лаком.

Черепичное покрытие основного объёма кровли из оцинкованного листа было заменено на черепицу из титан-цинка; из того же современного и долговечного материала выполнены металлический резной подзор по периметру свеса кровли и утраченное коньковое завершение шатра над дымниками. Помимо этого, воссозданы водосточные воронки и трубы, утраченные элементы решёток на окнах цокольного этажа.

Благодаря проведенной реставрации вновь появились столярные заполнения внешней нитки окон и окон-люкарен; площадки крылец главного и дворового фасадов из натурального камня; деревянные въездные ворота, воссозданные по архивным источникам. Убраны поздние металлические ворота и отремонтированы кирпичная ограда, в том числе вдоль Курсового переулка. Главный фасад по-прежнему украшен мемориальными досками в честь Ивана Евменьевича Цветкова и в честь погибших лётчиков эскадрильи «Нормандия – Неман».