Особняк К.А.Гутхейля

Пречистенский переулок, дом 8
Год постройки:
1903
Архитектор:
Стиль:
Модерн

В советское время Пречистенский переулок, примыкающий к улице Пречистенке, назывался переулком Островского (в честь жившего здесь создателя романа «Как закалялась сталь»), а еще раньше – Мертвым. По одной из версий, такое название возникло после эпидемии чумы 1771 года, когда умерли едва ли не все местные жители, а дома опустели. Из-за этого и близлежащей церкви Успения Богородицы добавили прозвище «на Могильцах». Однако наиболее правдоподобным объяснением названия стал исторический факт: большая часть этой земли издавна принадлежала старинной дворянской семье Мертваго.

Как бы там ни было, название не отпугивало знатных и зажиточных людей, издавна облюбовавших это место. XIX−XX века отмечены модой на покупку пустующих территорий в центре Москвы и строительством особняков «под ключ» для будущих владельцев. Они отражали задумки авторов, их стили, вкусы, взгляды на жизнь, архитектуру.

Особняк в Пречистенском переулке решен в сдержанном, даже холодном британском стиле, в то же время здесь присутствуют мотивы барокко, придающие зданию камерность и изящество. Фасад покрывает сверкающая глазурованная плитка изысканного светло-голубого цвета, на ней выделяются лепные панно с барочными младенцами и изящной женкой головкой – фирменным знаком архитектора. Стеклянный навесной козырек – дань французскому ар-нуво. Скорее всего, он добавлен сюда по настоянию заказчика – Валькот такие мотивы никогда не использовал.

Особняк распланирован строго симметрично, что не свойственно модерну. Достаточно сравнить эту работу Валькота с работами других классиков стиля – Федора Шехтеля или Льва Кекушева.

Дом принадлежал Карлу Гутхейлю, сыну основателя музыкально-издательской фирмы «А. Б. Гутхейль», владевшему множеством магазинов и печатавшему оперные клавиры известных русских и иностранных композиторов.

Карл Гутхейль одним из первых увидел талант юного Сергея Рахманинова, оказывал ему поддержку и стал не только его главным издателем, но и преданным другом.

После революции в особняке размещался дошкольный детский дом, затем Центральный Дом детского коммунистического движения, в 1950-х годах – дипломатическое представительство Королевства Марокко.


Главный фасад и вход в особняк по Пречистенскому переулку, дом 8
2
3
Альбом
«Московские особняки. 2011»

Реставрация (2015)

Лауреат конкурса «Московская реставрация — 2015»: За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ.

В ходе комплексной реставрации, проведенной силами ГлавУпДК при МИД России, были не только улучшены эксплуатационные характеристики усадьбы, но и максимально воссоздан ее исторический облик.

Был укреплен фундамент, осуществлена гидроизоляция пола и стен в подвале и на первом этаже, специальным составом «превентол» проведена антигрибковая обработка кирпичной кладки. Заново устроены чердачные и межэтажные перекрытия, деревянная обрешетка, стропильная система заменена на металлическую. Также полностью сменена кровля.

Витраж из прозрачного фацетированного стекла над входом, а также витраж в холле с изображением голубого неба, летящих птиц и стилизованных цветов имели настолько значительные повреждения, что их для реставрации пришлось демонтировать и отвозить в специализированные мастерские. С другой стороны, столь же плачевного вида деревянный кессонированный потолок в одном из помещений реставрировался на месте – его демонтаж причинил бы невосполнимые утраты.

Мастера скрупулезно отреставрировали облицованные мрамором колонны и парадную лестницу вестибюля, гипсовый декор и камины, обшивку стен из дубовых панелей, дубовые двери, наличники окон и плинтуса.

По итогам проведенных работ парадная зона интерьеров обрела достойный представительский характер при сохранении всех ценных элементов планировки и художественной отделки.

Проведена реставрация керамической плитки – со временем здесь появились трещины и сколы, изменился цвет глазури. Все повреждения были устранены, а для фрагментов, где облицовка отсутствовала, были изготовлены керамические изделия пяти различных оттенков. Реставрации подверглись также вазоны над входным ризалитом, лепные панно и навесной козырек.

Ряд работ был проведен снаружи и внутри строения № 2 (флигеля) и по металлическому фрагменту ограды вдоль Пречистенского переулка.