Особняк был построен в 1866 году, а в 1894-м перестроен архитектором Львом Кекушевым для московского купца Трифона Коробкова. Через пять лет архитектор Сергей Шуцман расширил здание, продлив кекушевскую отделку фасада на достроенную часть.

Современники высоко оценили этот шедевр зодчества. Публикуя (вскоре после открытия) фотографии особняка Т.И. Коробкова на Пятницкой улице, журнал «Строитель» утверждал: «Эта работа может считаться одною из лучших среди множества исполненных им [Кекушевым] в Москве построек». Т.И.Коробков был известным в Москве предпринимателем, владел собственным бумажным производством и занимался финансово-биржевыми операциями. Как и большинство успешных предпринимателей того времени, Коробоков увлекался меценатством, и в доме нередко бывали художники, поэты, музыканты и писатели. Один из гостей, молодой художник Александр Герасимов написал известный портрет жены хозяина, Ольги Петровны. Именно она после смерти главы семейства стала владелицей особняка. Л.Н. Кекушев придал облику здания классицистические черты со значительным привкусом модерна.

Кариатиды, рустика, античные венки и маскароны сочетаются с прихотливыми изгибами и асимметричностью объемов. Обращает на себя внимание эркер второго этажа с выразительным скульптурным декором, образующий козырёк над входом. Внутри здание также было полностью переделано Кекушевым. Второй этаж чуть подрос за счет переустройства кровли, сильно изменилась планировка комнат. После революции в здании одно время находился детский дом и столовая, а в 30-40-е годы здесь жили видные деятели советской науки: А.П.Карпинский и В.Л.Комаров (оба они были последовательно президентами АН СССР). В послевоенные годы особняк некоторое время занимал Институт истории искусств И.Э. Грабаря.

Возможно, благодаря последней организации, особняк хорошо сохранился. Внутри здания привлекает внимание богатая отделка интерьеров. Наиболее интересны в этом отношении помещения парадной лестницы с эркером и эффектным винтовым лестничным маршем, гостиная и столовая на втором этаже. Над лестницей расположена башенка с высокой фигурной кровлей и большим окном, которое подсвечивает витраж с растительными мотивами — явная дань стилистике модерна. В ходе реставрации 2013-2015 г. зданию вернули подлинное колористическое решение в сиреневом цвете. Отреставрирован эркер второго этажа с куполом и кровлей, восстановлен скульптурный и лепной декор фасада. В интерьерах отреставрированы настенная и потолочная лепнина. Возвращен первоначальный вид парадному холлу: отреставрирована мраморная лестница, воссоздана позолота на ее ограждении, лепном потолке и стеновых панелях.

Фасад особняка по Пятницкой улице, дом 33-35, стр. 1
2
3
4
Парадная лестница. Особняк на Пятницкой улице, дом 33-35, стр. 1
6
7
8
9
10
11
12
13
Альбом
«Московские особняки. 2011»

Реставрация (2015)

Приз конкурса «Московская реставрация-2015» в номинациях: «За лучший проект реставрации объекта культурного наследия», «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия», «За лучший по версии активных граждан объект реставрации года»

Работы по реставрации этого особняка велись по заказу и за счет средств ГлавУпДК при МИД России с 2013 года. Проект был разработан на основании натурных исследований, обмеров и архивных изысканий. По словам главного архитектор проекта Елены Киселевой, перед ней стояла задача выявить первоначальные особенности этого особняка, как памятника, и максимально приблизить его к современным условиям.

В ходе реставрации были выполнены работы по вычинке архитектурно-декоративной кирпичной кладки и отделки, гидроизоляции фундаментов, ремонту кровли и отливов, восстановлению металлических козырьков над входами со двора и крыльца. Важным достижением стало возвращение подлинного исторического цвета зданию, который отражает видение его автора, мастера русского модерна Льва Николаевича Кекушева.

Кекушев перестраивал уже существующее здание 1866 года. Изначально это был каменный 2-х этажный жилой дом в 7 оконных осей с двумя парадными входами со стороны улицы, украшенными чугунными навесами с колоннами. В 1894 году делается пристройка к существующему дому с севера и с востока. При этом здание получает новую планировку и отделку, в частности, появляется крайне эффектный угловой эркер. 1899 году с юга к зданию была сделана 2-х этажная пристройка по проекту архитектора Сергея Сергеевича Шуцмана, являвшегося помощником Л.Н. Кекушева с 1894 по 1902 годы. Пристройка, также как и само здание была выполнена в стиле эклектика (модерн с применением неоклассических деталей) со строгими прямоугольными наличниками окон парадного этажа.

В настоящее время от планировки 1866 года сохранились лишь капитальные стены центральной части здания, выходящей на Пятницкую улицу. Планировка Л. Н. Кекушева 1894 года сохранилась в северо-восточной части здания. Она представлена большим угловым залом с широким проемом, открывающимся в зимний сад, окна которого выходят на задний двор. Пристройка с юга 1899 года утратила свою первоначальную внутреннюю планировку и сохранила лишь контур и структуру наружных стен. Северо-западная пристройка, относящаяся к началу 20 века, над которой возвышается башенка, в целом сохранила свою планировку.

Внутри здания сохранены все существующие капитальные стены и лестницы: своды 1866 г., системы Монье и вспарушенные своды, а также элементы интерьера: парадная каменная лестница с кованным металлическим ограждением, деревянный тамбур парадного входа, потолочная лепнина, розетки, деревянный кессонированный потолок столовой, паркет, метлахская плитка, мраморный камин.

Кроме того, в ходе реставрации благоустроена территория здания с покрытием брусчаткой и цветниками, раскрыты заложенные в советское время оконные проемы на 1 и 2 этажах.