Особняк, 1881 г., 1897 г., архитекторы М.Г.Пиотрович, В.А.Коссов
Садовая-Самотечная улица, как и почти всё Садовое кольцо, утратившее в бурном XX веке свои сады и большую часть своей исторической застройки, тем не менее, может похвастать домами, привлекающими своей архитектурой или же историей.
Дом под современным номером 14, выглядящий как резная шкатулка на фоне хмурой урбанистики советского периода, знаменит прежде всего своими легендами.
За свою историю участок сменил несколько именитых владельцев (доXIX века здесь находились владения князей Волконских, Щербатовых и других аристократов, а 1829-1834 годах здесь, в имении своей матери, жил юный Иван Тургенев) и неоднократно перестраивался, пока в 1881 году новый собственник усадьбы – почетный гражданин Алексей Семенович Постников – не решил на месте прежних строений возвести двухэтажный каменный жилой дом с парадной оградой впереди палисадника. Под руководством архитектора М.Пиотровича, здание было спроектировано в формах господствующей эклектики с использованием элементов классицизма. Симметричный относительно центра фасад был покрыт рустовкой и завершался фигурным аттиком, а внутренняя планировка была построена по принципам позднего классицизма с анфиладным расположением комнат и внутренним коридором, где располагалась служебная лестница на второй этаж.
В 1897 году хозяином владения стал потомственный почетный гражданин Михаил Федорович Кривошеин, состоявший в должности начальника коммерческого отдела правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Вскоре он обратился к архитектору В.А.Косову с просьбой спроектировать две каменные пристройки к главному дому – одну для парадного вестибюля и лестницы, другую для второй лестницы. Оба строения возводились трехэтажными с подвальными помещениями.
Наконец, в 1906 году особняк был куплен почетным гражданином, купцом первой гильдии, гласным Московской Городской Думы (1909–1916 гг.) Н.Т.Каштановым. Именно аттиком с его вензелями украшен центральный ризалит здания. При новых владельцах в доме проводились частичные переделки парадных помещений. Судя по всему, именно тогда одну из гостиных украсил майоликовый камин, изготовленный по эскизам Михаила Врубеля на тему русской былины «Микула Селянинович и Вольга Святославович». К сожалению, в середине XX камин пришёлся не по вкусу очередным жильцам и фактически был выброшен на свалку. Работники Третьяковки, которые были извещены о необходимости забрать «лишний» предмет интерьера, получили на руки лишь обломки драгоценной майолики, и реставраторам понадобились годы, чтобы восстановить творение Врубеля буквально по частицам.
После революции 1917 года дом оставался жилым, и в 1920-х годах его приобрел русский американец Хаммер-старший для своего сына Арманда, проживавшего в Москве с будущей женой, известной певицей Ольгой Вадиной. По легенде, особняк в эти годы был оазисом культурной жизни – здесь едва ли не каждый вечер проходили концерты иностранных знаменитостей, а его интерьеры напоминали музей. Эксцентричный миллионер был одержим коллекционированием предметов царского обихода, и всё внутреннее пространство особняка украшала мебель и посуда с гербами дома Романовых. Одновременно это был и прибыльный бизнес, т.к. зажиточная Америка переживала настоящий бум моды на «русский стиль», и братья Хаммер были в числе крупнейших поставщиков.
После отъезда четы Хаммеров в Америку их владение перешло в ведение Наркомата иностранных дел, в настоящее время в нем располагается посольство Ливана.
Реставрация (2022-2024)
В 2022 году ГлавУпДК приступил к комплексной реставрации особняка. В ходе работ будут восстановлены исторические интерьеры здания и экстерьер. Фасады покрасят в светло-желтый цвет, воссоздадут лестницу и площадку из гранита перед парадным входом, а также установят фигуры львов. С особой тщательностью будут отреставрированы лепной декор, фризы, двери и окна, воссозданы вазы на парапетных столбах и кованные оконные решетки на первом этаже.
Будут проведены работы по парадной каменной лестнице с витражом и световым фонарем, хозяйственной лестнице с литыми фигурными стойками, дверям, зеркалам, художественному наборному паркету. Особое внимание специалисты уделят пилястрам, лепнине, колоннам из искусственного мрамора. Кроме того, будут отреставрированы встроенный в стену сейф и камин на втором этаже.
В двух помещениях по обнаруженным фрагментам восстановят золочение сусальным золотом на монохромном барельефе. На кессонированном деревянном потолке парадного зала - грунтованный холст с гирляндами и букетами. На полукруглом потолке вестибюля – живопись в технике гризайль, обрамляющая лепной карниз с позолотой, и центр композиции с осветительным плафоном с охристо-золотистым растительным орнаментом.
Также будут отреставрированы ограды, въездные ворота и калитка, произведено приспособление здания под современное использование.