Городская усадьба А.Г. Щепочкиной – Н.А. Львова

Спасопесковский переулок, дом 8 строение 1,2

Спасопесковский переулок – небольшая улица в центре Москвы, расположенная между переулками Каменная Слобода и Арбатом. Практически каждая постройка здесь обладает исторической ценностью: владения, усадьбы, особняки и гимназии пропитаны духом «золотого века» российской словесности.

Участок на месте нынешнего дома №8 существовал уже к началу XIX века, тогда как сама усадьба появилась на карте Москвы в 1821 году. Супруга помещика и фабриканта поручика Павла Григорьевича Щепочкина – Александра Гавриловна – выстроила одноэтажный деревянный дом и два одинаковых жилых флигеля по обеим сторонам, которые предназначались для сдачи внаём. Примечательно, что отец Павла, Григорий Щепочкин одно время был совладельцем парусно-полотняной фабрики и бумажной мануфактуры, компаньоном же его выступал А.А. Гончаров, прадед супруги А.С. Пушкина.

Вновь имя поэта возникает в связи с этим адресом в 20-е годы XIX века,  когда здесь снимал квартиру князь Петр Вяземский, близкий друг Пушкина. Неподалеку жили еще несколько приятелей поэта: Иван Пущин, Павел Нащокин. Молодые люди часто встречались в доме одного из них, поэтому Пушкин не случайно выбрал Арбат местом своего жительства.

В 1850-х годах бывший особняк Вяземского перешёл во владение Н.А.Львова, внука известного архитектора русского классицизма Николая Львова и большого поклонника Пушкина. Он обустроил рядом с домом сквер, названный «Пушкинским» в честь собиравшихся здесь в былые годы поэтов, насладиться прохладной зеленью которого можно и в настоящее время. Львов прожил в усадьбе около сорока лет и дополнил фасад мезонином – жилой однокомнатной надстройкой, очень распространенной в России XIX века (мезонин не считался полноценным этажом и позволял избежать дополнительного налогообложения).

В последующие годы усадьба числилась за С.П.Тургеневым, двоюродным братом писателя, и женой коллежского советника Е.И.Кальяновой. К зданию была подведена канализация, во дворе появились еще две пристройки. После революции 1917 года в особняке располагалось издательство Центрального статистического управления СССР, а с 1998 года здесь находится резиденция посла Королевства Испания.

Напротив дома, на площади стоит церковь Спаса Преображения, «что на Песках», давшая название местности. Эта церковь запечатлена на известной картине В.Д.Поленова «Московский дворик» и служит композиционным центром для окрестных зданий, обращенных к церкви фасадами. Сегодня точка, откуда Поленов запечатлел свой «дворик», находится чуть дальше к Новому Арбату, на углу современных Композиторского и Трубниковского переулков. Наш особняк на картине не виден, он находится левее, а запечатленные Поленовым домики, увы, снесены, на их месте сквер и новая застройка.  


Спасопесковский переулок, дом 8, стр.2
Спасопесковский переулок, дом 8, стр.2
3
Главный в ход в особняк по Спасопесковскому переулку, дом 8, стр. 1, 2
Элемент фасада особняка по спасопесковскому переулку, дом 8, ст.р. 1, 2
Спасопесковский переулок, дом 8, стр.1
7
8
9
10
Альбом
«Московские особняки. 2011»

Реставрация (2021-2022 )

Лауреат  премии «Московская реставрация-2023» в номинации «Городские усадьбы» за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ.  

Весной 2022 года Департамент капитального строительства ГлавУпДК при МИД России завершил ремонтно-реставрационные работы городской усадьбы А.Г. Щепочкиной –  Н.А. Львова.

По словам начальника отдела строительного контроля по объектам реконструкции, реставрации, капитального и текущего ремонта Департамента капитального строительства ГлавУпДК Дмитрия Драчева, за долгие годы особняк неоднократно перестраивался. «Каждый новый архитектор хотел оставить след в истории Москвы, не всегда заботясь о долговечности. Приступив к реставрации в апреле 2021 года, мы осознали, с какими масштабными трудностями придется столкнуться. Деревянный каркас и белокаменный цоколь были в критическом состоянии. Специалисты Департамента капитального строительства фактически «сохранили жизнь» этой уникальной постройки –  это был вызов, который мы приняли и успешно реализовали», – отметил он.

Особого внимания потребовали работы по фасадам деревянного здания. В ходе обследования раскрылись множественные слои различных периодов: по деревянному каркасу обшивки выполнены участки штукатурки многочисленных составов по металлической сетке, фрагменты дранки и войлока. За двести лет с момента строительства многие из элементов фасада и цоколя пришли в неудовлетворительное состояние – присутствовали поражения гнилью и жуком древоточцем. Также под слоем поздней бетонной облицовки был обнаружен цоколь из белокаменных блоков.

Были проведены фундаментальные работы по восстановлению и сохранению белокаменного цоколя: выполнена вычинка кирпичной кладки основания, полная расчистка и протезирование низа стоек фасада. Также были устроены продухи в подполье, что обеспечило воздухообмен под зданием. По деревянному срубу произведена переборка и протезирование, огне-биозащитная обработка, что в дальнейшем позволит обезопасить здание от повторного появления насекомых. Выполнено воссоздание штукатурного слоя по аутентичной технологии – известково-гипсовая штукатурка по дранке и войлоку. Сотрудники Департамента капитального строительства и подрядной организации выполняли работы с особым трепетом к объекту культурного наследия, используя технологии и материалы схожие с теми, что применялись при строительстве здания, но с учетом современного опыта и технологий.

После завершения работ цоколь был облицован гранитом, идентичным главному дому усадьбы. Свое место на фасадах заняли воссозданные профилированные тяги наличников, сандрики и другие детали эклектичного убранства декора, карнизы, подоконные полки, а гипсовые элементы были укреплены. По результатам технологического исследования сохранившихся красочных слоев было подобрано колористическое решение фасадов.

По архивным фотографиям воссоздано живописное убранство здания - возведены световой фонарь, декоративные дымники и художественное металлическое ограждение кровли. Воспроизведена входная группа с чугунным козырьком из художественного литья, выполненные в стилистике конца XIX – начала XX веков.

Проведенные работы позволили вернуть зданию исторический облик с его уникальными архитектурными элементами и функциональными решениями, задуманными при строительстве.