Особняк генерала А.П.Ермолова

Пречистенка – одна из старейших улиц Москвы, расположенная в районе Хамовники. Улица берет начало от площади Пречистенские ворота и тянется до Зубовской площади. На городских картах Пречистенка появилась еще в XVI веке – по ней пролегал кратчайший путь из Кремля в Новодевичий монастырь. 

Свое нынешнее название улица получила в период царствования Алексея Михайловича в честь иконы Пречистой Богоматери, хранившейся в монастыре. Современная Пречистенка – уютная и благоустроенная улица с оригинальными фонарями в старинном стиле и широкими тротуарами, покрытыми гранитной плиткой.

По легенде, ещё в конце XVIII века на участке, который ныне занимает дом 20, появился особняк немецкого врача Христиана Лодера, знаменитого среди русского дворянства как «доктор, дарующий чудо». Метод лечения доктора Христиана заключался в ежедневном ритуале: гулять на свежем воздухе два часа, выпивать в день три литра минеральной воды, слушать музыку Моцарта, спать восемь часов в сутки и не предаваться дурным мыслям. Фамилия врача, спроецированная на «бесцельно слоняющихся» богачей родила в народном сознании слово «лодырь».

При пожаре 1812 года район Пречистенки выгорел почти полностью, однако застройка быстро была восстановлена. В 1815 году дом отошел к представителю древнего аристократического рода, князю Хованскому. Он и его родные жили в особняке более двадцати лет, и за этот период здание значительно изменилось: фасад превратился в замкнутый прямоугольник; была достроена небольшая дворовая часть; хозяйственные постройки были переведены в камень.

Позднее особняк был приобретен для героя Отечественной войны Алексея Ермолова (1777-1861), который провел в нем последние 10 лет своей жизни. Генерал по причине преклонного возраста отошел от военных дел, но принимал участие в общественной московской жизни и даже был избран начальником городского ополчения во время Крымской войны. Дом на время стал чем-то вроде штаба ополчения.

Без особых композиционных изменений с той поры до нашего времени сохранились: первый, хозяйственный этаж, включая сводчатые перекрытия конца XVIII– начала XIX века и второй, парадный.

Первая значительная реконструкция особняка была проведена в 1873 году, когда участок принадлежал предпринимателю, купцу I гильдии Владимиру Дмитриевичу Коншину, совладельцу Костромской большой льняной мануфактуры, а также деловому партнеру и родственнику братьев  Третьяковых (Коншин был женат на сестре Павла и Сергея – Елизавете). Интересно, что другая сестра знаменитых  меценатов, София, вышла замуж за архитектора Александра Каминского. Поэтому неудивительно, что для реконструкции своего дома Коншин пригласил в 1873 году именно этого, тогда уже опытного и знаменитого мастера. Под его руководством фасад обогатился насыщенным лепным декором. Слева от дома появилась литая ограда, а балконы во дворе украсились кованой решеткой.

От проекта Каминского в здании сохранились лишь входная правая часть уличного фасада и некоторые интерьеры.

Парадный вход в виде прямоугольного проёма, обрамлённого парными колоннами, а также приставные колонны второго этажа, сгруппированные по две, обрамляют большое полуциркульное окно, выходящее на небольшой декоративный балкон, и напоминают любимые зодчим и неоднократно повторяемые в разных сочетаниях фасадные композиции других его особняков и деловых зданий.

Парадный вход ведёт в светлый и нарядный холл первого этажа. Балки, на которые опирается плоский потолок, поддерживают стройные ионические колонны из светлого мрамора, канеллированные на две трети высоты. Такие же колонны, но только меньшего размера, обрамляют неглубокую прямоугольную нишу с зеркалом, повторяя композицию входа на уличном фасаде.

Парадная беломраморная лестница ведёт на второй этаж, имеющий вид П-образного балкона, огибающего пространство пролёта лестницы. Потолок этого холла-галереи опирается на балки, а они — на опоры сложной формы, представляющие собой комбинацию прямоугольного в плане столба с прислонённой к нему приставной колонной. Эти опоры обращены своей столпообразной стороной к лестнице, а более нарядной и изысканной, с колонной — к внутреннему обходу парадной лестницы. Сложной форме опор соответствует и сложной формы капитель композитного ордера с мощными завитками волют, поддерживаемых снизу массивными листьями аканта. Им вторит изысканная лепнина потолка, по краю которого проходит довольно широкая полоса с рисунком, где господствует мотив пальметт и классический карниз с модульонами и овалами.

Спустя несколько десятилетий новым хозяином постройки становится миллионер-чаепромышленник А. К. Ушков. Дом был вновь перестроен, причем фасад стал почти буквальным повторением особняка Ушкова в Казани (ныне одна из главных достопримечательностей города), спроектированного архитектором Карлом Мюфке. Был изменен главный фасад, украсившийся выразительными изображениями орлов, грифонов и лавровых ветвей, а с западной стороны добавились небольшой объем и ограда. 

В интерьере дома, в соответствии с требованиями моды (и вновь в повторение казанского особняка), появились «тематические» залы: помпейский, римский, наполеоновский, севрский и, конечно же, мавританский. Последний оказался одним из немногих сохранившихся в виде, позволившем провести реставрацию, которая вновь открыла взглядам восточное великолепие: красномраморный камин, инкрустированный золотом и бронзой и совершенно феноменальный купол потолка, напоминающий своды арабских мавзолеев. Кроме того, после женитьбы Ушкова на приме Большого театра Александре Балашовой, в здании появился репетиционный балетный зал.  

Ушковы прожили в особняке до 1922 года, после чего эмигрировали в Париж. Тем временем нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский пригласил в Москву для создания новаторской школы танцев знаменитую американскую танцовщицу Айседору Дункан. В качестве жилья ей предоставили национали­зированный дом на Пречистенке, где она провела несколько лет вместе с мужем, поэтом Сергеем Есениным.

В ранние послереволюционные годы внешнему и внутреннему облику строения был нанесен ущерб. В 30-х годах исчезли три эффектных фигурных купола над зданием, въездные ворота и фонари на их пилонах (ажурные ворота каслинского литья были воссозданы в 1990-х). В то же время хорошо сохранились лепная ампирная атрибутика на главном фасаде, а также столярные заполнения и историческая фурнитура.

В настоящее время в бывшем доме Ермолова — Коншина — Ушкова располагается главный офис ГлавУпДК при МИД России, а его парадные помещения используются для встреч с послами иностранных держав и представителями международных организаций.


Главный фасад особняка по улице Пречистенка, дом 20
Один из восстановленных в ходе реставрации залов.
Парадная лестница
Парадная лестница и холл второго этажа
Потолок и купол Мавританского зала
Мавританский зал
Мавританский зал, камин с "арабской вязью"
Вечерняя подсветка особняка по улице Пречистенка, дом 20
Альбом
«Московские особняки. 2011»

Реставрация (1999)

ГлавУпДК регулярно проводит обновляющие ремонты фасадов и интерьеров здания. Проведенная Главным управлением в 1999 году реставрация особняка признана победителем конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры Москвы.

Иногда реставраторам неожиданно раскрываются скрытые от посторонних глаз, давно забытые тайны. За второй (непарадной) лестницей, в части дома, пристроенной еще при князе Хованском, долгое время был обычный кабинет с плоским побеленным потолком. В процессе ремонтных работ выяснилось, что потолок оказался подвесным, а за ним скрывался декоративный купол. В коробках под снятым полом обнаружилась часть сбитой лепнины.

Были произведены расчистки, в том числе дверей с необычайно красивыми золотыми узорами, определены колористические решения, после чего исторический Мавританский зал предстал во всей красе. Нельзя не обратить внимание на камин, выполненный частично из натурального, частично из искусственного мрамора. На камне читается «арабская вязь», которая складывается в фамилию последнего хозяина — Ушков.