Городская усадьба Грачевых
Название улицы — Поварская — указывает на занятие её обитателей в эпоху Московской Руси. Когда же российская столица была перенесена в Петербург, Поварскую слободу упразднили, а улица стала одной из самых аристократических в дворянской Москве. Застроенная одноэтажными домиками с колоннами, выкрашенными в «весёлые» цвета (как значилось в исторических сочинениях той эпохи), она лежала в стороне от городской суеты. Лавки сюда «не допускались», на калитках было указано: «дом кавалера такого-то», а для защиты кавалеров от простолюдинов был поставлен будочник с алебардой.
В 1873 году текстильный фабрикант и крупный благотворитель Митрофан Семёнович Грачёв купил здесь участок, а через 12 лет решил построить дом, заказав его архитектору Петру Зыкову. Заказчик отличался оригинальными архитектурными пристрастиями. К примеру, вторая его резиденция, загородная усадьба в Ховрино, была построена по образу и подобию казино в Монте-Карло: Грачёв удачно играл в рулетку. Московскому особняку подобной архитектурной оригинальности удалось избежать. Зыков ограничился объединением в одно двух ранее стоявших здесь построек, добавив над встроенной частью купольную кровлю и аттик с вазонами. Его коллега Георгий Кайзер, работавший над домом позже, придал зданию строгую отделку, а к левой части пристроил «цветник», как тогда называли зимний сад.
Надо отметить, что содружество благотворителя Грачёва и архитектора Кайзера было весьма длительным и плодотворным. Кроме упоминавшейся усадьбы в Ховрино (бывшее имение Головиных, переименованное в «Грачёвку»), этому тандему принадлежит церковь св. Митрофана и детский приют на 2 Хуторской улице.
Внутри особняк Грачева представлял собой образец модной в то время эклектики, вмещая элементы множества стилей разных эпох. В интерьерах дома сохранилось множество уникальных деталей и предметов первоначального убранства. В парадном вестибюле – каменный пол в шашечку, большое зеркало в резном мраморном обрамлении и оригинальные гардеробные диванчики. У подножия лестницы — скульптура "Амур со львом" итальянской работы середины XIX века.
Объект культурного наследия «Городская усадьба Грачевых, XIХ в.»