Особняк И.А. Миндовского

Вместе с «новым искусством», модерном, в Москву пришли и новые идеи организации городского пространства. Людям, находящемся в тесно застроенном многоэтажном городском центре, не хватало уюта, камерного личного пространства. В частности поэтому и был столь востребован модерн — архитектурный стиль, программно ориентированный на создание целостной, художественно осмысленной жилой среды. Благодаря ему в истории города был знаменательный, хоть и короткий период, когда в его центре вновь стали строить небольшие комфортабельные виллы-усадьбы.

Впервые задача строить в центре Москвы «городские виллы» была продекларирована «Северным домостроительным обществом», которое возглавлял известный промышленник и благотворитель Савва Мамонтов. Общество ставило своей целью внедрение в практику московского строительства наиболее передовых архитектурных идей. Несмотря на европейское происхождение, идеи эти во многом были обновлением старинных традиций городской усадьбы.

Для первых построек Общества Мамонтов выбрал стиль модерн, могущий привлечь богатых заказчиков, уже повидавших новейшие постройки модных архитекторов Франции и Бельгии. К сожалению, в силу различных причин «Северное общество» не смогло на практике реализовать свои манифесты, однако высказанные им идеи были услышаны и воплощены «в камне» другим крупным строительным объединением Москвы — «Московским Торгово-строительным акционерным обществом». Его основатель и крупнейший акционер Яков Андреевич Рекк совмещал в себе энергичный предпринимательский прагматизм с некоторой долей романтики, что отразилось и в его постройках. За довольно короткий срок эта компания построила в Москве не менее 15 домов, среди которых роскошные особняки на Поварской улице и в Гранатном переулке, доходные дома на Пречистенке, торговые помещения на Никольской и Мясницкой улицах.

В 1903 году Общество предприняло строительство двух особняков «под ключ» в стиле модерн на месте старой городской усадьбы на Поварской улице — по проектам маститого московского зодчего Льва Николаевича Кекушева. Строительство было завершено в 1904 году и почти до конца 1900-х годов оставалось в собственности «Московского Торгово-строительного акционерного общества». И только затем дом № 44 был приобретен богатым верхневолжским текстильным фабрикантом Иваном Александровичем Миндовским. Здание к тому времени уже получило признание в качестве образцового для архитектуры модерна. Городская усадьба, занимающая угол Поварской и Скарятинского переулка, возвышалась над остальными, притягивая внимание закруглёнными стенами с огромными окнами, кривыми крышами, единственным в округе светильником-жаровней огромных размеров...

В 1918 году все имения, фабрики и особняки Миндовских были национализированы. Для многих московских особняков тогда наступила тяжелая пора частой смены владельцев. Дальнейшая судьба особняка Миндовского оказалась относительно счастливой — он избежал постоянных переделок, перестроек и переоборудования, сопровождающихся утратой первоначального убранства и разрушениями. С 1924 года в нем обосновалась Шведская миссия, затем посольство Швеции в СССР. Новые владельцы бережно отнеслись к своему новому дому, старались сохранить элементы архитектурной отделки, не перестраивать без нужды внутренние покои. Со временем здание стало слишком мало да посольства Швеции, и в 1972 году оно переехало в новый комплекс на Мосфильмовской улице.

Посольство Новой Зеландии располагается в особняке с 1972 года. За эти годы интерьеры особняка не раз подвергались перепланировке и модернизации. В последние годы была предпринята масштабная реставрация особняка, после чего представительство Новой Зеландии удостоили премии правительства Москвы «За уважение к культуре России».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Альбом
«Московские особняки. 2011»

Реставрация (2019)

Лауреат конкурса «Московская реставрация — 2019»: За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия.

В 2019 году ГлавУпДК при МИД России возвратило первоначальный исторический облик ансамблю на Поварской улице.

Благодаря бережной эксплуатации и регулярным поддерживающим ремонтным работам, проводимым до начала масштабной реставрации, объект находился в удовлетворительном состоянии и сохранил множество первоначальных элементов.

По результатам проведенных историко-культурных исследований, изучения  архивных фотоматериалов, справок, чертежей, использования сохранившихся образцов в особняке восстановлены оригинальная планировка начала XX века, своды «Монье» в подвале дворовой пристройки, утраченные элементы интерьеров и фасадов, проведена реставрация уникальных по насыщенности и выразительности фасадов, кованой ограды с воротами и калиткой, сложной кровли.

В ходе работ реставраторов ожидали настоящие открытия. Так, во время вскрытия потолков и снятия поздней отделки были обнаружены и полностью восстановлены: потолочная лепнина, выполненная в различных стилях для каждого зала, монументальная живопись и витражные панно. Воссоздано первоначальное цветовое решение интерьеров и фасадов, в том числе произведена реставрация обнаруженного золочения. Восстановлен авторский дубовый паркет на втором этаже. Произведена реставрация исторических осветительных приборов (люстр на главной лестнице, многочисленных бра, светильников и уникальных жирандолей, встречающих гостей у главного входа), многофигурных скульптурных барельефов, относящих нас к мотивам античности, парадной мраморной лестницы с металлическим ограждением из шпиатра с масками львов и камина из оникса, не имеющего аналогов. В столовой воссоздан плафон потолка с точечными освещением и центральным живописным панно с характерным для стиля «модерн» сюжетом.

Особого упоминания заслуживает реставрация и восстановление витражей особняка. Так, был спасен сильно пострадавший в первой половине XX века огромный витраж столовой. Расчищены, докомпанованы и вновь поражают воображение витражи главной лестницы и вестибюля.

Во время обследования зимнего сада были обнаружены: подвесной металлический потолок с заполнением из разноцветных кабошонов, образующих замысловатый орнамент, спрятанная за слоями штукатурки, краски и обоев отделка стен из глазурованной плитки голубого цвета.

Знаковым событием для ценителей московской архитектуры стало возвращение на южный фасад особняка скульптурной группы, утраченной в 20-х годах прошлого столетия. Редкая для Москвы объемная скульптура, высотой три метра, представляет музу живописи с палитрой и кистью в руках и двумя младенцами. Работы по воссозданию группы проводились с использованием метода графических построений по архивным материалам и дополнительным натурным исследованиям.

В здании произведена реставрация каминных труб с установкой на них дымников, восстановленных по архивным фотографиям. Над служебным входом северного фасада здания установлен кованый навес с использованием мотива декора особняка. Специалисты также воссоздали утраченный балкон северного фасада и провели реставрацию мраморной арки главного входа, расположенной непосредственно под балконом.

Выполненные работы, включая современную инженерию и оборудование, отвечают нормативным требованиям, обеспечивают безопасность, комфорт и простоту эксплуатации объекта.

В 2019 году ГлавУпДК при МИД России признано лауреатом конкурса «Московская реставрация» за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ.