Жилой дом Ф.А.Александрова, 1902 г.

Мерзляковский переулок, дом 20.
Год постройки:
1902
Архитектор:
Стиль:
Модерн

Мерзляковский переулок – тихая улица в центре столицы протяженностью всего в 500 метров, расположенная на территории районов Арбат и Пресненский. Современное название переулка происходит от искаженного отчества проживавшего здесь с 1634 года домовладельца Дмитрия Мамстрюковича Черкасского – князя и воеводы периода Смутного времени и царствования первых Романовых.

Архитектурный ансамбль переулка до наших дней сохранил неповторимый дух старой Москвы: дореволюционные усадьбы и доходные дома. Особого внимания заслуживает четырехэтажный особняк светло-салатового цвета под номером 20.

К началу XVIII века на его месте располагалась обширная усадьба капитана Назария Иевлиевича Арцыбашева. Наиболее ранний план владения был составлен в 1785 году и зафиксировал вытянутый вдоль переулка участок, разделенный на две части: в южной размещались жилые и нежилые строения, в северной – сады, огороды и пруд.

В 1806 году усадьба перешла по наследству двоюродному брату Арцыбашева, генерал-майору и кавалеру Павлу Афанасьевичу Афросимову, после чего была продана коллежскому асессору Николаю Ивановичу Павлову.

Во время пожара 1812 года весь двор сгорел, вследствие чего территория была застроена уже на каменном фундаменте. Главный дом располагался в северо-западной части владения и имел характерный для ампира облик: нечетное количество окон по первому этажу, мезонин с большим полуциркульным треугольным фронтоном.

B последующие десятилетия усадьба неоднократно переходила от владельца к владельцу и постепенно застраивалась по всему участку, включая сад. Так, в 1848 году московский купец А. К. Головастиков-Иевлев поставил П-образный флигель хозяйственного и жилого назначения с северной стороны, а в 1849 году выстроил два жилых корпуса в глубине двора.

В 1902 году владельцем участка стал приват-доцент Императорского Московского университета доктор Федор Александрович Александров. Сразу же после сделки он подал прошение о сносе всех существующих на его дворе строений и получил разрешение Московской Городской управы «построить вновь каменное 3-этажное частью отопления и с нежилым подвалом для центрального отопления и с проездными воротами жилое строение». Проект здания выполнил московский архитектор Анатолий Александрович Остроградский.

Над входной дверью дома размещался козырек и овальное окно, а правую часть особняка украшала проездная арка, оформленная красивыми воротами. Слева, симметрично ней, располагалась вторая дверь, ведущая на первый этаж, где находилась квартира владельца. Центральный вход фасада (ныне заложенный) вел на третий этаж, где находились доходные квартиры.

Экстерьер здания отличает богатый декор: лепные элементы, металлические решетки балконов и парапетов, искусные изразцы. Важную роль играла оконная столярка с характерным для традиции стиля модерн асимметричным рисунком.

До Октябрьской революции 1917 года в доме жил известный патологоанатом А.И. Абрикосов, после чего здание пустовало несколько десятилетий.

В 1965 году, когда здесь расположилось посольство Ливии, особняк был реконструирован: фасады лишились выразительных завершающих элементов – парапетов, балконов, а со стороны двора была устроена открытая терраса с бассейном. Была изменена внутренняя планировка и утрачены интерьеры, вследствие чего здание в значительной мере потеряло оригинальный облик.



1
2

Реставрация (2000-е)

Усилиями ГлавУпДК в 2000-х годах была проведена комплексная реставрация с частичным восстановлением исторических деталей фасада. Здание было надстроено четвертым этажом, а фасад частично дополнен стилизованными деталями по авторским проектам. Специалистам удалось восстановить фигурные переплеты окон, металлические ограждения балконов третьего этажа, лепнину вокруг центрального овального окна, аттики и фигурные ворота в правой части постройки, где ранее располагался въезд во двор, а теперь устроен парадный вход в здание. В окнах прежней лестничной клетки (овальном и вытянутом на два этажа) появились новые цветные орнаментальные витражи, стилизующие прихотливые линии модерна.