Городская усадьба Я.А.Полякова
Большой Николопесковский переулок расположен на западе исторической территории Земляного города и получил, как и окрестные топонимы, своё название от церкви «Николы что на песках» (не сохранилась). До XVIII столетия здесь селились купцы, располагались дворцовые и стрелецкие слободы, однако с наступлением XIX века социальный состав населения изменился – владения стали переходить в руки дворянства, а на прежних участках стали формироваться усадьбы. Затем пришла пора купеческих особняков.
Сегодня в застройке переулка малоэтажные здания соседствуют с высокими доходными домами. Неизменной точкой пеших экскурсий по улочкам Арбата становится особняк под современным номером 9, сочетающий в себе декоративные элементы историзма (стиль «неогрек») и композиционные приемы стиля модерн.
Первые упоминания об этом владении относятся к середине XVIII века, когда территория принадлежала дьяку Никольской церкви Степану Никитину.
В 1806 году участок приобрела титулярная советница Александра Петровна Алеева, и в последующие три десятилетия формируется единый усадебный комплекс. На границе дворовой и садовой территории располагался главный дом – одноэтажное с мезонином здание в стиле ампир. Главный фасад был обращен к переулку, а центральная часть отмечена прямоугольным трехчастным окном.
В 1897 году владение переходит в собственность потомственному почетному гражданину, инженеру-технологу Якову Александровичу Полякову – представителю состоятельной купеческой семьи, владевшей крупным ткацким производством (Товарищество Знаменской мануфактуры). По его заказу прежние сооружения на участке были снесены, и началось возведение двухэтажного с жилым полуподвалом особняка в стиле «неогрек». Проект был поручен одному из талантливейших архитекторов рубежа XIX-XX столетий – Иллариону Александровичу Иванову-Шицу.
Уже год спустя строительство было завершено. Здание получило парадный вход в виде портала, завершенного фронтоном. Фриз портика украшают меандр и дентикулы, а оконные проемы – пилястры, художественный антаблемент и фронтоны. Пилястры на окнах главного фасада по переулку декорированы кариатидами. Венчает фасады профилированный карниз с поясом иоников. Другая яркая деталь – покрытая метлахской плиткой площадка крыльца. Дополняет облик здания металлическое кружево ограды, выполненное по мотивам модерна. Рисунок ограды и калитки сочетает с-образные завитки и стилизацию под тюльпаны.
В этом доме часто бывал родственник Поляковых, поэт Константин Бальмонт. Нередко гостил у Поляковых и другой видный символист – Валерий Брюсов. Очарованный поэтикой Серебряного века, брат Якова, Сергей, учредил издательство «Скорпион» и взял на себя расходы по изданию журнала «Весы», главного рупора символизма.
Состав усадебного комплекса оставался неизменным все последующее десятилетие. В 1917 года имение было передано в ведение Московского Педагогического института им. К.Либкнехта, а с 1947 года здание используется под нужды дипломатического корпуса.
Реставрация (2024)
В 2024 году ГлавУпДК при МИД России приступило к реставрации фасада, кровли, ограды и ворот «Городской усадьбы Я.А.Полякова».
Работы предполагают расчистку и реставрацию поверхностей фасада и лепного декора. Будет восстановлен первоначальный замысел архитектора И.А.Иванова-Шица: на ризалите главного фасада установят парапет, фланкированный тумбами с пилястрами – аналогичный декору ризалита в основании окна, а фальш-ограждение будет декорировано четырехчастным декором – на мотив перекрещенных лучей «солнца», которые повторяются на коньке кровли. Фасад особняка будет выкрашен в первоначальные цвета, которые будут установлены по результатам снятия поздних красочных слоев.
Утраченные элементы и фасада, и ограды с воротами будут воссозданы по сохранившимся образцам и эскизам.
Также будут отреставрированы исторические оконные заполнения, современные же пластиковые окна будут заменены на столярные реставрационные изделия. Будут установлены и решетчатые ограждения окон подвала, воссозданные по историческим эскизам.
Установленная архитектурная подсветка поможет выделить акцентные детали декора особняка в вечернее время, а проведенное приспособление здание под современное использование обеспечит его комфортную и безопасную эксплуатацию.