Городская усадьба, 1-я пол. XIX в.

Борисоглебский переулок, дом 15, стр. 3
Год постройки:
1820-е
Архитектор:
Стиль:
Эклектика

Борисоглебский переулок располагается в центре Москвы между Новым Арбатом и Поварской улицей. Такое название было дано в конце XVIII века благодаря каменной церкви святых Бориса и Глеба, находившейся неподалеку. В 1962 году переулок был переименован в улицу Писемского в память о жившем здесь писателе А.Ф.Писемском, однако в 1992 году историческое название было возвращено.

Популярный в наши дни среди жителей Москвы и туристов, Борисоглебский переулок позволяет проникнуться историей столицы. Особого внимания заслуживает особняк светло-красного цвета под современным номером 15, расположенный в северо-восточной части квартала.

История домовладения ведет отсчет с начала XVIII века, когда участок принадлежал «подъячему Приказа Большой казны» Ивану Тарсукову. После частых смен владельцев в 1756 году имение перешло в распоряжение семьи майора Михаила Васильевича Данилова. За последующие несколько десятков лет усадьба претерпела существенные изменения: позади жилого дома был раскинут сад и возведен хозяйственный корпус, включавший конюшню, сарай и погреб.

Во время пожара 1812 года вся застройка Борисоглебского переулка сгорела, но уже к началу 20-х годов XIX века усилиями князя Николая Григорьевича Щербатова на участке появился жилой флигель и главный усадебный дом с каменным подвалом в дворовой части. Впоследствии особняк значительно расширился за счет каменного подъезда с южной стороны и жилой пристройки с севера, которые сохранили свою структуру и до наших дней. С 1832 по 1846 год здесь проживал декабрист, корнет лейб-гвардии Кавалергардского ордена Николай Александрович Васильчиков.

Архитектура того времени, получившая обобщённое название Александровский ампир, черпала своё вдохновение в ампире парижском, наполеоновском, которому стремились так или иначе подражать все. Но далеко не все имели достаточно средств и пространства, чтобы возводить на московских улочках гигантские многоколонные дворцы. Чаще, ровно наоборот, владельцам приходилось довольствоваться скромными одноэтажными (второй и последующие этажи облагались налогами) постройками, повторяющими стиль лишь в общей композиции.

Дом в Борисоглебском также имел характерную симметричную трехчастную композицию фасада, по центру которого выступал ризалит. Большие прямоугольные окна без наличников (но с миниатюрными фронтонами) и венчающий их небольшой карниз завершали образ типичного московского послепожарного владения.

Новый этап в развитии усадьбы относится к 1904 году, когда была завершена застройка западной границы двора: здесь появились два четырехэтажных дома с подвалом и хозяйственным помещением. После 1917 года на территории домовладения разместились учебное заведение и иные учреждения.

 

1

Реставрация (Начало 2000-х)

После проведенных в 1978 году капитального ремонта и в начале XXI века реставрационных работ строение под номером 3 вернуло свою историческую планировку. В помещении подвала были восстановлены сводчатые перекрытия, а в некоторых помещениях первого этажа – тянутые карнизы и угловые печи. Со стороны коридора удалось восстановить первоначальную чугунную заслонку. Ограждение внутренней лестницы на антресоли были заменено современным аналогом.

От ампирного декора главного фасада сохранилась трехчастная композиция с нечетным оформлением осей. Сегодня особняк на Борисоглебском переулке представляет собой ценный элемент исторической застройки улицы и является объектом культурного наследия столицы.

Следующий особняк
Городская усадьба А.В.Маркина
Вадковский переулок, дом 7 стр. 1