Краткая историческая справка об особняке по адресу Вадковский переулок, дом 7 стр. 1

Городская усадьба А.В.Маркина

Вадковский переулок, дом 7 стр. 1
Год постройки:
1903-1905
Архитектор:
Стиль:
Модерн

Вадковский переулок – небольшая историческая улица в Тверском районе Москвы. Название переулку было дано в начале XX века по фамилии домовладельца, полковника Егора Васильевича Вадковского.

Древнейшим поселением этого района являлось село Сущево, известное с XV в.: оно находилось рядом с дорогой из Москвы в Дмитров и исторически принадлежало московским князьям. В 1504 году к поселению отошла вся округа от Тверской дороги до реки Неглинной.

История развития особняка прослеживается по архивным документам с конца XVIII века, когда дом составлял единый участок вместе с соседним владением № 5 по Вадковскому переулку. Здание является композиционным акцентом градостроительной структуры квартала, обладает значительной архитектурной ценностью как образец жилого особняка в формах модерна начала XX века, хорошо сохранивший не только композицию и отделку фасадов, но и планировку с художественным оформлением интерьеров.

Двухэтажный  кирпичный фасад с цокольным этажом был построен в 1903-1905 гг. для директора торгово-промышленного товарищества «Преемники Алексея Губкина А. Кузнецов и КО», потомственного почетного гражданина А.В. Маркина по проекту архитектора П.В. Харко.

Известный исследователь архитектуры М.В. Нащокина в книгах «Московский модерн» и «Архитекторы московского модерна» пишет: «Архитектор... успел поработать в разных стилях. Начало его профессиональной деятельности совпало с распространением стиля модерн, который превалировал в жилых постройках зодчего 1900-х годов. Наиболее удачной из них стал особняк А.В. Маркина, обращающий на себя внимание обильной, неплохо нарисованной лепниной, весьма характерной для раннего московского модерна. Цветы с гибкими ветвями и женские головки с распущенными волосами ориентированы на французские образцы».

Силуэт дома украшает венчающий карниз сильного выноса и аттики уличных фасадов. Изящный рисунок кованых решеток в стиле модерн продолжен на фасадах в ограждении балкона и в мотиве козырька над парадным входом по Вадковскому переулку. Наиболее выразительными в отделке усадьбы являются лепные рельефы, расположенные над окнами 1-го этажа, под и над окнами 2-го этажа. Именно эти рельефы создают неповторимый облик особняка, их изящный рисунок с женскими лицами, цветочными, растительными мотивами, что напоминает французские образцы эпохи модерна.

Первоначальная внутренняя планировка особняка сохранилась без существенных изменений. Все внутреннее пространство занимала квартира домовладельца А.В.Маркина, включавшая 7 комнат на 1 этаже, переднюю, коридор и санузел; 7 комнат на втором этаже, коридор и 2 передние; в подвале - 3 комнаты, кухню и коридор.

Вход с Вадковского переулка ведет в парадный вестибюль и в анфиладу парадных помещений, расположенных по восточной и северной стороне. Потолок парадного вестибюля украшен богатым классицистическим лепным карнизом, стены расшиты под руст. Мраморная отделка лестниц отличается высочайшим качеством исполнения и соответствует историческому облику интерьеров.

В 1980-1990-х гг. здание занимало посольство Турции, а в настоящее время здесь располагается Апостольская нунциатура – дипломатическая миссия Святого Престола в Российской Федерации. 

Главный фасад особняка по Вадковскому переулку, дом 7 стр. 1
Вход в особняк по Вадковскому переулку, дом 7 стр. 1
3
4
5
6
7

Реставрация (2020)

В ходе работ, начавшихся в 2021 году, Департаментом капитального строительства ГлавУпДК при МИД России и специализированными организациями была проведена реставрация фасадов с сохранением композиции и архитектурно-художественного оформления фасадов на начало XX века. Зданию было возвращено первоначальное цветовое решение фасадов – цвет был выявлен в ходе расчистки фасада. Особого внимания специалистов потребовала реставрация сложного карниза из шпиатра (цинк и различные цинковые сплавы, применявшиеся в XIX — первой трети XX века, в качестве заменителей бронзы) – это решение, ставшее нетрадиционным в наши дни, было обнаружено и раскрыто в ходе работ. «Реставрация изделий из шпиатра сегодня осложняется практическим отсутствием подходящего материала и утраты навыков работы с ним у современных специалистов. Поэтому реставрация этого элемента потребовала поиска и разработки индивидуального подхода», - рассказал начальник отдела департамента капитального строительства ГлавУпДК при МИД России Дмитрий Драчев.

Кроме того, отреставрированы карнизы, фронтон, наличники окон, лепные фризы, рустованные пилястры и лопатки, сандрики, лепные рельефы с изображением женских масок у парадных входов и других элементов декора фасадов. Также была произведена бережная расчистка кирпичной кладки от обмазочных и красочных слоев – в некоторых местах их количество достигало 17.

Отреставрированы декоративные ограждения кровли, воссозданы ограждения балконов и террасы. Работы коснулись и ограды – ее фундамент и кирпичная кладка были укреплены, восстановлены утраченные декоративные элементы в оформлении фасадов ограды, а штукатурный слой и металлические элементы – отреставрированы.

При выполнении работ применялись современные материалы, сохраняющие аутентичность и оригинальность художественной отделки согласно первоначальному архитектурному замыслу.