Особняк Кекушевой

Сейчас на улице Остоженке располагается самая дорогая столичная недвижимость. До XVII века здесь находились луга и покосы, неотъемлемой частью живописного ландшафта были стога сена. Отсюда и происхождение названия.

В XIX веке Остоженка приобрела буржуазный характер, и знаменитый архитектор московского модерна Лев Кекушев построил здесь дом для своей семьи. Это второй дом, который он спроектировал исключительно под себя.

Первый, в Глазовском переулке, вскоре после завершения строительства был продан фабриканту Отто Листу.

Поклонники творчества Михаила Булгакова считают этот готический особняк на Остоженке одним из наиболее вероятных претендентов на роль дома Маргариты.

Проект строительства дома на Остоженке Лев Николаевич составил в 1899 году для одного из заказанных С. И. Мамонтовым особняков, которые предполагалось возводить его Северным домостроительным обществом в районе Тверского бульвара. Из-за банкротства Мамонтова проект масштабного строительства не состоялся, и Кекушев использовал свои наработки при планировании дома на Остоженке.

Стиль здания – сплетение готики и модерна, оно напоминает средневековый европейский замок: асимметричная композиция, разная высота объемов, граненая башенка с высоким шпилем.

Архитектор переехал в дом в 1903 году со всем своим семейством – супругой Анной Ионовной, сыном и дочерьми. Жилище было просторным, снабжено калориферным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, великолепно меблировано по авторским чертежам, с участком и хозяйственными корпусами.

Интерьеры дома во многом скромные, но в то же время очень функциональные, в отделке использованы дерево, камень и металл.

Центр композиции – парадная лестница, вокруг которой сгруппированы остальные помещения. Она декорирована уникальным ажурным ограждением с виртуозно вписанными цветами подсолнуха и лунника. Подобный мотив символизирует круговорот времени и отражает эстетику Серебряного века.

Точное назначение каждой из комнат особняка неизвестно, но можно предположить, что на первом этаже находились кабинеты хозяина (с видом на двор) и хозяйки (с видом на улицу); на втором – столовая и гостиная (они отделены друг от друга раздвижной стеклянной перегородкой), а также спальня с гардеробной. Третий же, мансардный этаж, возможно, был отдан детям.

Вскоре здание переходит к совершенно другому человеку, о чем свидетельствует сохранившийся в архиве Л. Н. Кекушева фотоснимок с надписью рукою архитектора: «Дом Смитского».


Главный фасад особняка на улице Остоженка, дом 21
Главный вход в особняк на улице Остоженка, дом 21
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Альбом
«Московские особняки. 2011»

Реставрация (2018)

Лауреат конкурса «Московская реставрация — 2018»: за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ, за лучший проект реставрации/приспособления, за высокое качество ремонтнореставрационных работ. 

Последние несколько десятилетий остоженский «замок» занимало Бюро военного атташе Арабской Республики Египет. В 2013 году ГлавУпДК при МИД России приступило к капитальному ремонту с элементами реставрации.

Помимо обязательных для последующей эксплуатации пунктов – укрепления фундаментов и сводчатых потолков, гидроизоляции пола и стен, монтажа самых современных инженерных систем, – воссоздан целый ряд исчезнувших ранее декоративных элементов. Так, здание обрело исторически верное покрытие кровли, повторяющее по рисунку черепицу, но выполненное с применением передового материала – титан-цинка. Отреставрированы детали из шпиатра (сплава цветных металлов) на фасадах, а утраченные дымники над печными трубами восстановлены по аналогам на других постройках Л. Н. Кекушева.

Венцом наружных реставрационных работ и безусловным событием для любителей архитектуры стало возвращение на щипец главного фасада колоссальной (3х2 м) бронзовой скульптуры льва.

Пропавшая при неясных обстоятельствах еще в начале прошлого века эта скульптура – символ творчества Кекушева, практически постоянно использовавшийся им в его работах, – была тщательно воссоздана по архивным материалам. Несмотря на то что лев поднят на пятнадцатиметровую высоту, он способен выдерживать даже экстремальные погодные условия и вместе с тем не оказывает слишком сильного давления на конструкции здания

Самим фасадам также возвращен изначальный цвет, сочетающий пять различных оттенков кирпича; в укромных нишах на фасаде снова «поселились» фигуры орлов; великолепная лепнина (листья и плоды каштана, цветочные орнаменты) очищена от загрязнений.

Также были открыты несколько заложенных дверных и оконных проемов.

При интерьерных реставрационных работах особое внимание уделялось воссозданию подлинного колористического облика дверных блоков, стеновых панелей, встроенной мебели. Они стали такими, какими и задумывал их Кекушев, – благородного темно-коричневого тона. Были проведены работы по сильно пострадавшим от времени паркетным полам, двум раритетным каминам (в кабинете Кекушева и в спальне), люстрам и сохранившимся в некоторых помещениях медным калориферным решеткам.

Во время работ применялись техника и материалы начала ХХ века, однако для укрепления и защиты конструкций использовались и современные технологии инъектирования, цементации и торкретирования. Также были отреставрированы уникальные металлические ограда и ворота с неповторимым рисунком.