Наталья Шашкова: «Комфорт восприятия – музей, который говорит с гостями на равных»

22 февраля 2024

Архитектура не ограничивается красотой фасадов и творческих решений, а представляет собой сложную инженерную науку, объединяющую замысел художника и законы физики, характеры эпох и приметы повседневности общества. О гениальном архитекторе и мастере трех эпох А.В. Щусеве, о роли железных дорог в формировании облика Российской империи, а также о том, как рассказывать об архитектуре, чтобы рождать подлинный интерес, рассказала директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Шашкова.

– На встрече «Открытый диалог: как рассказать историю, чтобы вызывать интерес», организованной ГлавУпДК при МИД России, Вы отмечали, что человеку свойственно беречь и защищать то, что он понимает, то, что любит. Расскажите об усилиях Музея архитектуры, направленных на то, чтобы влюбить горожан в окружающие их постройки?

Архитектура – непростая для восприятия тема. С одной стороны, она присутствует в нашей жизни постоянно и для большинства людей является мало осознаваемым фоном повседневности, с другой стороны – это искусство, которое наделено особой образностью и, в то же время, имеет сложную инженерно-техническую основу, зависит от природно-климатических и социально-экономических факторов. Соответственно, музей решает двойственную задачу: вызвать интерес к архитектуре, увлечь посетителя этой темой и рассказать о том, что архитектура – это не только фасады, а сложное пространственное искусство, которое необходимо воспринимать комплексно.

Важно отметить, что музей на протяжении 90 лет своей истории говорит с посетителями не только об исторической, но и об актуальной архитектуре. Выдающееся архитектурное произведение необязательно должно быть создано столетия назад. Многие дорогие для москвичей сооружения, например, относятся к эпохе советского модернизма. Эти здания еще не получили статус объектов культурного наследия, но имеют большую ценность – в них жили, взрослели. Они хранят в себе личную историю, эмоции – то, что так дорого человеку. Вместе с тем это значимые в художественном отношении объекты, отражающие дух своего времени. Привлечь внимание к необходимости сохранения архитектурного наследия XX века также одна из наших задач.

– Какими принципами руководствуется музей при формировании выставочных экспозиций и работе с посетителями?

К сожалению, так исторически сложилось, что у музея в настоящее время нет постоянной экспозиции. Когда-то музей занимал две территории: в 1934 году был образован первый в нашей стране Музей архитектуры в качестве подразделения Всесоюзной академии архитектуры. Он занял постройки Донского монастыря. В 1945 году Алексей Викторович Щусев инициировал организацию второго Музея архитектуры в Москве – в здании усадьбы Талызиных на Воздвиженке (тогда – улице Коминтерна). Щусев стремился создать общедоступный музей и популяризацию архитектуры считал одной из важнейших задач нового учреждения. В 1964 году два музея были объединены под тем наименованием, которое мы носим и сейчас. В 1990 году Донской монастырь был возвращен Русской православной церкви… Это вызвало двоякие чувства: с одной стороны, восторжествовала историческая справедливость, с другой – утраченные площади музею не компенсировали. Сегодня мы располагаемся на Воздвиженке. Наш музейный фонд крайне уплотнен, а собрание музея, отмечу, очень велико – около 840 тысяч единиц хранения. Возможности иметь полноценную постоянную экспозицию у нас нет из-за недостатка площадей, поэтому мы стараемся взвешенно и продуманно выстраивать нашу выставочную политику, таким образом, чтобы через временные проекты реализовать просветительскую миссию музея.

– В 2023 году праздновалось 150-летие со Дня рождения А.В. Щусева. Расскажите, пожалуйста, в чем, на Ваш взгляд, заключается вклад мэтра в развитие архитектуры?

Алексей Щусев на протяжении 55 лет непрерывно работал – создал более 200 проектов, более 80 из них были реализованы и имеют счастливую судьбу. Утрачены лишь немногие из его построек, например, церковь на Братском кладбище в Москве. Работоспособность мастера и многогранность его таланта поражают воображение. В рамках празднования юбилея сотрудники музея даже подготовили проект «Это тоже сделал Щусев». Его целью было привлечь внимание к тому, что очень многие хорошо известные архитектурные сооружения, созданные в разное время и разных стилях, принадлежат авторству Щусева.

Как профессионал Алексей Викторович сформировался еще до Революции – в 1917 году ему исполнилось 44. Конечно, он застал непростые времена, но его всегда отличало умение тонко чувствовать настроение эпохи. Будучи до Революции одним из лидеров национально-романтического направления модерна, он занимался в основном храмостроительством, но одним из первых откликнулся на творческие искания 1920-х годов и создал эталонные авангардные произведения. Когда власть обратила взор на классическую архитектурную традицию, Щусев с легкостью откликнулся на этот запрос и продолжал успешно работать, всегда оставаясь на творческом подъеме. Именно поэтому мы говорим о Щусеве, как о мастере трех эпох. Добавлю, что он формировал архитектурный облик не только Москвы, но и России – многие его проекты создавались для регионов.

Щусев также занимался восстановлением городов после Великой Отечественной войны, в том числе Великого Новгорода, Туапсе, Киева, своего родного Кишинева, подмосковной Истры. Несмотря на зрелый возраст (Алексей Викторович в 1943 году отметил 70-летний юбилей), он не мог остаться в стороне от этой трудной, но очень важной работы, поскольку его практический опыт, навыки архитектурной реставрации и глубокое знание российского архитектурного наследия были бесценны в те сложные годы.

– Какие мероприятия проводил музей в связи с памятной датой?

Мы организовали большой выставочный проект, охватывающий всю творческую биографию Алексея Викторовича Щусева. Последняя выставка подобного масштаба проходила здесь же, на Воздвиженке, 50 лет назад.

В рамках юбилейной программы подготовлено три издания. Иллюстрированный каталог выставки – серьезный академический труд, который вводит в научный оборот несколько сотен графических проектных листов, фотографий и документов из 18 государственных и 4 частных собраний. Каталог содержит статьи о наименее изученных аспектах деятельности Алексея Щусева и полноценный научно-справочный аппарат: хронику жизни и деятельности, список построек и проектов, список публикаций об А.В. Щусеве, именной указатель. Исключительную ценность для специалистов и поклонников архитектуры представляет двухтомник «Творческая биография А.В. Щусева». В первом его томе собраны избранные воспоминания о мастере его брата П.В. Щусева, инженера А.М. Нечаева, сотрудничавшего с Алексеем Викторовичем в 1908–1925 годах, искусствоведа и музейного деятеля П.И. Нерадовского, который возглавлял Русский музей в те же годы, когда Алексей Щусев руководил Третьяковской галереей, архитектора И.А. Синевой, молодой сотрудницы мастерской Щусева в 1930-е. Второй том посвящен публикациям Алексея Викторовича в специализированной и массовой прессе. Он всегда занимал активную общественную и профессиональную позицию, и нам удалось собрать под одной обложкой 140 его статей.

Особая наша гордость и любовь – книга для детской и подростковой аудитории «Алексей Щусев: архитектор, который покорил время», подготовленная специалистами музея по просветительской деятельности Полиной Покладок и Ксенией Смирновой, с теплыми живыми иллюстрациями Анны Кокшаровой. Работая над этим изданием, коллеги стремились интересно и увлекательно рассказать подрастающему поколению об архитектуре и творчестве Алексея Викторовича. Книга очень красочная, не без гордости скажу – красивая, но и информативная. Это издание полностью соответствует ценностям нашего музея и, прежде всего, обеспечивает комфортное восприятие весьма сложного материала – мы стремимся говорить с гостями на равных, не занимая назидательную позицию, что особенно важно в общении с подростками.

Сегодня много говорят о форматах, которые помогут заинтересовать молодежь историей Отечества и культурными ценностями. Какие усилия в этом направлении делает возглавляемый Вами музей?

Один из ярких наших проектов для молодой аудитории – «Архилагерь» – лагерь дневного пребывания, который работает в июне. В 2023 году темой занятий стало творчество Алексея Щусева. Мы организовали лекции о Щусеве, его творчестве, выходили в город, чтобы познакомиться с его постройками, выполняли зарисовки. В результате был создан выставочный проект – участники двух смен представили коллективные произведения по мотивам творчества мастера.

Естественно, мы осваиваем цифровую среду, сотрудничая с такими приложениями, как, например, «izi.TRAVEL».

С сентября по май в музее действуют творческие мастерские. Важная особенность наших занятий – сочетание теоретического и творческого компонентов. Мы начинаем курс с лекций и бесед, а после предлагаем создать собственное произведение: фреску, изразец, архитектурный макет, мультфильм. Совместное творчество в группе обеспечивает особый уровень вовлеченности и глубокое проникновение в тему занятий.

Ежегодно 1 июня мы организуем выставку, знакомящую с достижениями слушателей «МУАРстерских» (улыбается), – так ласково мы называем наши творческие мастерские и выставочный проект. Представляем работы всех учеников, подготовленные за год. Выставка работает месяц, причем она доступна не только родным и близким авторов, но и всем желающим.

– А есть ли ограничения по возрасту?

Мы принимаем учеников с 3 до 99 лет (смеется), но, конечно, для каждого вида занятий есть четкие возрастные рекомендации.

– Многие ваши научные работы связаны с историей и архитектурой железных дрог. Что стало источником вдохновения, почему Вы выбрали такое направление?

Это вышло случайно! В рамках одного из проектов Департамента культурного наследия города Москвы мне предложили провести экскурсии. И, поскольку на тот момент я не имела особенной специализации, мне «достались» московские вокзалы. Когда же начала готовиться, то поняла, что история архитектуры железных дорог – белое пятно, и эта ситуация совершенно не заслуженная. В России железная дорога имела цивилизационное значение – она помогла освоить и объединить в единое культурное и экономическое пространство огромную территорию страны. И строители железных дорог, надо сказать, были большими патриотами и энтузиастами: соединить Санкт-Петербург и Москву было нелегко, что уж говорить о Транссибе. Железные дороги в Российской империи имели представительское значение. Десятки построек разного назначения художественно осмыслялись и выполнялись единой стилистике, формируя целостный архитектурный ансамбль протяженностью в сотни верст.

И в градостроительном отношении железная дорога представляет собой интереснейший феномен. Когда она подходит к существующему городу, то, как правило, оказывает существенное влияние на его структуру, вызывает трансформации, подчиняющиеся определенным закономерностям. В отдаленных регионах страны железнодорожные станции нередко становились основой для развития новых населенных пунктов. Самый яркий пример – Новосибирск. Третий по численности населения город России, вырос из железнодорожного поселка.

К сожалению, архитектурное наследие железных дорог сейчас находится в небрежении. Да, вокзалы крупных городов входят в число объектов культурного наследия и их судьба относительно благополучна, но на большинстве станций в целях оптимизации и экономии сносят исторические постройки или просто обшивают их сайдингом. При этом не принимается во внимание, что исторические здания вокзалов, даже типовые, в малых поселениях, как правило, относятся к числу наиболее значимых в художественном отношении построек. Железнодорожный вокзал всегда был уютным домом для путника и центром местной общественной жизни. Сейчас это прозвучит удивительно, но в дореволюционной России лучшие рестораны были именно на вокзалах.

Особая проблема – сохранение инженерных и производственных сооружений железных дорог. Один из последних, очень болезненных, примеров – утрата уникального Каланчевского путепровода авторства Алексея Щусева в Москве. Безусловно, железная дорога должна развиваться, но в большинстве случаев уничтожение исторических построек имеет под собой лишь одно основание – экономию на реставрации и содержании.

– Исторические здания московских вокзалов впечатляют! Современные же железнодорожные станции, наоборот, решены в стилистике минимализма и сдержанности, что подтверждает мнение о том, что городская инфраструктура стала исполнять исключительно утилитарные функции – так ли это? Какую на Ваш взгляд роль в воспитании личности, развитии общества играет архитектура и общественные пространства.

Я глубоко убеждена, что архитектурное окружение – один факторов, непосредственно влияющих на формирование личности, и сегодняшнее стремление к утилитаризму в массовом строительстве – это, скорее, негативная тенденция. Важно помнить, что идеи рационализма в архитектуре были теоретически сформулированы уже в XIX веке, но все-таки эта эпоха славилась не только практичными, но и красивыми зданиями. Безусловно, архитектура должна иметь под собой реальную основу, эффективно выполнять определенные функции, но именно художественные качества архитектуры обеспечивают благоприятную среду для жизни и развития человека.

Лучшие произведения эпохи авангарда, например, сочетали в себе функциональность и выразительность. Основа современной архитектурной эстетики – формообразование и материал. Достижение художественного эффекта этими средствами требует большого таланта и мастерства. Огорчение вызывают примеры, когда во имя экономической целесообразности архитектор отрекается от попытки наполнить смыслом свою работу.

– Москва – быстрорастущий город, как найти баланс между новым и прошлым?

Наш город бурно развивается, но необходимо понимать, что лицо Москвы создавалось веками, поэтому есть объекты, которые должны быть неприкосновенными, – именно они рассказывают городскую историю, питают культурный кругозор его обитателей.

На мой взгляд, Москва органична в своем разнообразии, однако баланс крайне важен – необходимо тщательно оберегать лучшие свидетельства архитектурной истории. И здесь вновь хотелось бы вернуться к Алексею Викторовичу Щусеву, который в первые годы советской власти трудился над планом реконструкции столицы «Новая Москва». Важными составляющими проекта были сохранение радиально-кольцевой планировки Москвы, неприкосновенность Кремля и важнейших архитектурных памятников, создание новых общественных сооружений и локальных архитектурных ансамблей вокруг них за пределами исторического центра, продуманное озеленение города и благоустройство набережных. План «Новая Москва» не был принят к реализации, но повлиял на все последующие замыслы по реконструкции столицы. Градостроительные идеи Алексея Щусева не утратили актуальности и в наше время. Важно системно планировать развитие мегаполиса и интегрировать историю в его повседневную жизнь.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем любимом районе или здании в Москве.

Трудно выделить отдельные сооружения. Я автомобилист и вижу город, преимущественно из окна машины, поэтому очень ценю моменты, когда есть возможность прогуляться по историческому центру. Каждый раз, бродя по переулкам, открываю что-то новое. Кстати, очень люблю проезжать по Кремлевской набережной: она прекрасна и величественна в любое время года и время дня. Очень люблю Воробьевы горы – совсем другая эпоха. Находясь там, чувствуешь непрерывное биение жизни. Но, самое любимая локация в Москве – пруд за Новодевичьим монастырем, место, где можно отдохнуть душой!