Айрат Багаутдинов: «Чем больше ты что-то узнаешь, тем больше ты это начинаешь любить»

11 июня 2024

Москве посвящено несметное количество путеводителей и книг, передач, фильмов, подкастов и блогов. Казалось бы, жителей столицы, да и ее гостей, уже ничем не удивишь. Но это не совсем так! Герою нашего интервью удалось перевернуть представление об архитектуре и о Москве в целом. Айрат Багаутдинов – историк архитектуры, экскурсовод, основатель проекта «Москва глазами инженера», лауреат премии Мэра Москвы за заслуги в области туризма, автор множества книг и путеводителей. О том, чем хороша современная архитектура, в чем миссия искусства и с чего начинался уникальный проект «Москва глазами инженера», который в этом году празднует свое десятилетие, читайте в интервью Айрата сайту ГлавУпДК при МИД России – «Объекты культурного наследия».

Айрат, Вы предлагаете, пожалуй, одни из самых необычных экскурсионных маршрутов, которые пользуются невероятной популярностью. Расскажите, с чего все началось?

Мой профессиональный путь будто изначально был проложен к такой реализации. Все началось практически 15 лет назад: после переезда в Москву в 2011 году мы с другом открыли туристическую компанию Moscow Free Tour, работавшую с иностранными туристами. Я давно мечтал попробовать себя в роли экскурсовода, но ограничивался только работой с туристами. Когда проект стал популярен, мы наняли и подготовили экскурсоводов, автоматизировали процессы, стало ясно – необходимо делать что-то еще.

Тут я вспомнил о своей давней страсти – желании объединять людей, создавать культурные сообщества и вовлекать в них местных жителей. Подобный опыт, например, у меня был в родной Казани, где я организовывал множество культурных мероприятий.

Вдохновленный этой идеей, я начал проводить классические экскурсии под брендом «Гуляй город» (2012-2013 гг.). Этот проект мало чем отличался от классического московской практики того времени – мы также предлагали прогулки по Патриаршим прудам с разговорами о Булгакове, экскурсии Пречистенке и Остоженке, а также другие географические маршруты. Однако я быстро потерял интерес к этому формату, поняв, что это не совсем то, чего я хочу.

Я все время был в поисках чего-то уникального и решил, что образование инженера-строителя мне в этом поможет, ведь Москва – это нечто большее, чем просто судьбы владельцев и архитекторов тех или иных особняков. Тогда появилась идея рассказывать о зданиях с точки зрения строителя – из чего оно построено, какие перекрытия и конструкции использовались, в чем заключался замысел архитектора. Но долго думал, с чего начать, даже как-то пожаловался моей приятельнице Асе Аладжаловой, которая отвечала за экскурсионный проект «Москва, которой нет», что начал собирать материал, но никак не могу начать делать лекции. На что Ася предложила: «Айрат, в моем проекте есть лекторий, давай сразу запланируем дату под твою лекцию! Два месяца тебе хватит подготовиться? Например, 4 декабря? С тебя анонс, я ставлю твою лекцию в расписание, и тебе уже не отвертеться – придется начать уже что-то делать!».

Это был волшебный «пинок»! (смеется). Поскольку надо было сразу придумать название для расписания, я предложил: «Москва глазами инженера». Вот так за один вечер родилось не только название проекта, но и он сам.

Потом мне предложили сделать инженерный мастер-класс для детей, начались совместные проекты с образовательными проектами, а далее экскурсии я уже проводил под собственным брендом «Москва глазами инженера».

Среди Ваших экскурсантов не только россияне, но и зарубежные гости. Обращали ли Вы внимание, чем Москва особенно впечатляет иностранцев?

Не раскрою секрета, но за минувшие четыре года сильно поменялся и портрет типичного туриста, и сама Москва. Кстати, и проект Moscow Free Tour перестал работать с начала пандемии Covid-19 (прим. с 2020 года). Сегодня нас посещают в основном китайские, арабские, индийские туристы, ранее же были гости из США, Западной Европы, для которых поездка в Россию была чем-то вроде приключения. Тут и сложная дорогая виза, и большое количество стереотипов о нашей родине. В итоге, как и в любом приключении, туристов впечатляло все! Даже такие банальные места, как Красная площадь или Храм Василия Блаженного.

Мы же всегда стремились выйти за рамки и показать, что Москва может дать гораздо больше, чем просто яркие картинки из путеводителя. Прогулки по переулкам Ивановской горки, Замоскворечья или Чистых прудов, их же подворотни с палатами XVII века – этими и другими экстраординарными маршрутами нам удавалось удивлять наших гостей.

Кроме того, в проекте «Москва глазами инженера» мы работали с архитекторами и представителями архитектурных бюро, инжиниринговых компаний, которые приезжали в Россию или работали в местных представительствах. Этой категории клиентов хотелось познакомиться с архитектурой с профессиональной точки зрения, особенный же интерес вызывал конструктивизм – мы водили экскурсии и в Дом Наркомфина, и в Дом Мельникова – команде архитектурного бюро Zaha Hadid Architects даже удалось в нем побывать до реставрации. Тут важно отметить, что всплеск интереса к этому стилю пришелся на 2017-2018 годы – годовщину Октябрьской революции. Тогда во многих странах разворачивались тематические выставки, на которых люди и узнавали об авангарде и, в частности, конструктивизме.

Сейчас мы практически не работаем с туристами, но бывают исключения. Например, в прошлую пятницу мне довелось поработать с туристами из Китая – проводил для них теплоходную экскурсию. Кстати, китайские туристы очень благодарная и отзывчивая публика, с ними приятно работать.

А что за история с арабским шейхом, для которого Вы проводили велосипедную экскурсию? Это «городские» легенды или у Вас и правда был такой опыт?

Мы довольно много сотрудничаем с отелями и консьерж-службами. Помимо архитектурных экскурсий, о которых я уже говорил, мы делали велосипедные прогулки. И вот к нам обратился шеф-консьерж гостиницы Four Seasons с просьбой организовать экскурсию для их особенного гостя, которым оказался сам владелец этой сети. Оказалось, что он поклонник велосипедного спорта, поэтому команда отеля решила устроить ему велопрогулку по столице. Мы разработали трехдневную программу, в которую вошли и разные архитектурные стили, и районы. Честно признаюсь, прогулка была очень экстравагантная: на протяжении всего пути шейха сопровождала свита из 30 человек, сотрудники на автомобилях, служба безопасности. Целая колонна!

Ваши экскурсии позволяют попасть в уникальные закрытые здания, каждый из маршрутов оригинален – поделитесь с нашими читателями как создаются новые экскурсии?

Часто в основу маршрутов ложатся личные истории. Например. Наша пешеходная экскурсия по авангарду Шаболовки. В этом районе, который оказался очень значимым для моей судьбы, я прожил несколько лет. Через год после переезда в него началась борьба за сохранение Шуховской башни. Не остались равнодушными к этой ситуации и наши соотечественники – историки и архитекторы, и зарубежные специалисты – в коллективном письме о сохранении оставили свои подписи даже Заха Хадид и Норман Фостер. Конечно, и я не смог оставаться в стороне: активно участвовал в мероприятиях, параллельно все больше и больше погружаясь в труды В.Г.Шухова и в искусство авангарда.

В этом районе я уже не живу, но маршрут для меня по-прежнему остается очень значимым – это путешествие в ностальгию, возможность порефлексировать над пройденным профессиональным путем.

И, конечно, наши самые удачные маршруты посвящены тому, что пока не стало мейнстримом для большинства, например, архитектуре второй половины XX века. Например, пешеходные маршруты по Долгоруковской, Белорусской. К тому же всегда приятно поговорить о современной архитектуре, показать, что «лужковская» постройка – это не только какое-то убожество, но и интересные здания, построенные выдающимися творцами.

Я вообще уверен в том, что знание идет рука об руку с любовью: чем больше ты что-то узнаешь, тем больше ты это любишь – чем больше я общался с критиками и архитекторами, тем больше меня стала увлекать современная архитектура.

Кто для Вас идеальный экскурсовод? Какими качествами он обладает?

Естественно, у меня, как у человека, обучающего экскурсоводов уже 10 лет, есть представление о ключевых компетенциях специалиста в этой сфере. Выделю наиболее важные. Убежден, что экскурсовод – это, в первую очередь, исследователь, который должен уметь работать с верифицированными источниками, расширять их список, вовлекая в него архивные исследования, устную историю, музейные фонды. Каждая экскурсия может стать исследовательской работой – важно ставить перед собой соответствующие задачи, обнаруживать закономерности, а не просто пересказывать прочитанное!

Вот только ограничиваться общепринятыми источниками информации не стоит – разнообразить экскурсию может что угодно! Да вот хотя бы в соответствующем контексте продемонстрировать упаковку печенья начала ХХ века, найденную по случаю на Авито, – и это тоже свидетельство ушедшей эпохи.

И, наконец, в идеале, чтобы экскурсии становились для участников трамплином для развития – материалом, с помощью которого можно развить критическое, аналитическое и логическое мышление, другие навыки. И, если честно, я убежден, что от соприкосновения с культурой очищается душа, поэтому нашей миссией я вижу увеличение количества подобных точек контакта.

Расскажите, как формируется собственный стиль и видение в культуре? Как Вы считаете, что первостепенно – «насмотренность» или среда, в которой формируется личность?

Среда – это не только предметы материального мира, например, те же здания. Например, мою среду формировали книги в родительском доме, репродукции картин любимых художников, скачанные из только появившегося интернета. Я формировал и пополнял папки на компьютере таким контентом – мою личную галерею. Это был мой выход, как смотреть на мир не через разбитые окна, а через прекрасное. И сегодня, благодаря интернету, это стало как никогда доступно.

Конечно, хорошая архитектура вносит свой вклад в формирование эстетического чувства. И касается это не только тех, кому повезло жить и работать в центре города и ежедневно соприкасаться с памятниками. В Москве даже в удаленных районах встречаются выдающиеся произведения модернизма. Это и роскошное здание Института океанологии имени П.П.Ширшова, и корпуса Института биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова, выстроенные в виде спирали ДНК. Продолжать можно долго! Взять хотя бы здание библиотеки медуниверситета им. Н.И.Пирогова, которое украшает невероятная мозаика Л.Полищука и С.Щербининой. И все это примеры уникальной архитектуры, расположенные за пределами Третьего транспортного кольца.

Конечно, архитектура 60-70-х годов требует особого изучения, только тогда начинаешь понимать и чувствовать этот стиль. На мой взгляд, модернизм недооценен, поэтому мы в своих программах и уделяем ему много внимания. И речь не только о постройках на территории современной России. Мы организуем подобные экскурсии в Ташкенте, Алма-Ате, Ереване и Тбилиси –в бывших советских республиках сохранилось достаточно подобной фактуры.

Вообще моя любовь к модернизму и являет собой пример влияния среды. Мое детство проходило не просто в «спальнике» на окраине Казани, а в модернистском районе, построенном в 70-80-е годы. Получается, что с детства я впитывал культурный код того, о чем сегодня рассказываю в своих экскурсиях: те же зимние сады – атриумы с кадками монстер и финиковыми пальмами в окружении фонтанов, мозаичные полы из мраморной крошки. Те же приемы, что и в Москве, но в меньшем масштабе! Поэтому так важно смотреть вокруг себя, обращать внимание, рассматривать, интересоваться – привычные вещи на проверку часто хранят в себе больше смыслов, чем кажется.

Будучи инженером, какой Вы видите или представляете Москву через 20 лет?

А что тут представлять! Я брал интервью у Сергея Кузнецова (прим. – Главный архитектор города Москвы), он мне все рассказал. Есть трехмерная модель города, на которой оперативно отражаются все постройки и все нововведения. Думаю, что в скором времени москвичи смогут воочию с ней познакомиться и увидеть, в каком направлении растет и развивается город.

Конечно, хочется, чтобы в городе сохранились объекты наукоемкой промышленности. Судя по активности преобразования промышленных пространств, планам по развитию Северного речного порта – мы двигаемся в правильном направлении. К слову о набережных: в них же скрыт огромный рекреационный потенциал, который сейчас не используется! Взять хотя бы проект по развитию набережных Яузы.

В рамках проекта «Арзамас» доступна Ваша лекция, посвященная одной из работ Федора Шехтеля – особняку Степана Рябушинского. Нравятся ли Вам другие работы Федора Осиповича, что Вас цепляет в них?

Федор Шехтель – гений! Мне очень нравится особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Это пример невероятной изобретательности архитектора и виртуозной работы приглашенного мастера – Михаила Врубеля. Помимо особняка Степана Рябушинского на Малой Никитской отметил бы здание, которое было построено для Александры Дерожинской в Кропоткинском переулке – по архитектурным задумкам они будто бы идут рука об руку. В этих зданиях Федор Шехтель изобразил модерн во всей его красе.

Поделитесь, пожалуйста, своими творческими планами, чем в дальнейшем планируете нас удивлять?

Творческих планов очень много! Мы готовим книгу к десятилетию нашей компании, из которой читатели узнают о том, как мы разрабатываем экскурсии – начиная от детских мастер-классов и заканчивая винными дегустациями. Но и не только: это издание расскажет, как начать бизнес в культуре.

Кроме того, с издательством «Альпина Паблишер» мы запустили серию книг для детей «Библиотека глазами инженера». А совсем скоро выйдет моя книга о мостах.

На этом не останавливаемся – сейчас приступаю к работе над рукописью книги о том, что представляли собой идеальные города и городские пространства сто лет назад, по мнению их обитателей.

Ну и, конечно, не забываем об экскурсиях: активно работаю над программой, посвященной архитектуре Пекина и Шанхая – тур в Поднебесную запланирован на октябрь этого года. Также разрабатываем программу «Почувствуй себя туристом в Москве» – все как полагается: заселение в гостиницу, насыщенная экскурсионная программа со своими фишками и сюрпризами для участников.

 

Другие материалы:

20 февраля 2023
Начальник ГлавУпДК при МИД России Вячеслав Фатин: «Реставрация – призвание, придающее жизни ценности»
12 мая 2023
Главный архитектор ГлавУпДК при МИД России Алексей Очнев: «Аспекты реставрации дипломатических представительств – ретроспектива и новые возможности»
10 ноября 2023
Историк Виталий Калашников: «Наш город – явление сложносочиненное»
14 декабря 2023
Дмитрий Швидковский: «Архитектура, как и ядерная бомба, способна уничтожить планету»
12 января 2024
Михаил Жебрак: «Будущее за теми местами, где удастся показать подлинное и дать новое»
26 января 2024
Николай Шумаков: «Реставрация и реконструкция могут проиграть бульдозеру»
22 февраля 2024
Наталья Шашкова: «Комфорт восприятия – музей, который говорит с гостями на равных»
29 марта 2024
Алексей Дедушкин: «С любовью к родному городу»
26 апреля 2024
Евгений Кокорев: «Памятники архитектуры как учебники истории – знакомят с технологиями и эстетикой ушедших эпох»
24 мая 2024
Алина Пушкарева: «Разгадывая тайны московского Египта»